Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны
Обобщение опыта работы на тему: «Использование коррекционно – развивающих занятий и викторин для развития психических познавательных процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста».2022 г. - уровень ДОУ. 2023 г. - муниципальный уровень. Информация об опыте 1. Сведения об авторе. Потафеева Оксана Викторовна Педагог –психолог МБДОУ №4 «Ягодка» Данковского муниципального района Липецкой области. Датарождения – 21 сентября 1977г. Образование – высшее: ЕГУим. И.А. Бунина, 2001г., Российский новый университет, 2012г. Специальность по диплому -преподаватель дошкольной педагогики и психологии по специальности «Дошкольная педагогика и психология»; педагог – психолог по специальности «Педагогика и психология» Стаж педагогической работы – 25 лет, стаж в данной должности 9 лет. Категория -высшая квалификационная категория. Тема опыта: «Использование коррекционно– развивающих занятий и викторин для развития психических познавательных процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста». Цель опыта: повышение уровня развития познавательной сферы дошкольников через развитие познавательной активности детей посредством применения индивидуальных коррекционно – развивающих занятий и викторин. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого -педагогические технологии, способствующие повышению уровня развития познавательной сферы дошкольников. 2. Активизировать познавательную деятельность и познавательный интерес с помощью коррекционно – развивающих занятий. 3. Создать условия для формирования познавательных процессов детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении интеллектуальных викторин. 2. Условия возникновения, становления опыта. Данный опыт формировался в условиях МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4 «Ягодка» Данковского муниципального района Липецкой области. Адрес: 399854,Липецкая область, г. Данков, ул. Молодёжная, д. 3. Телефон: 8(47465) 6-12-53. Время функционирования учреждения: с 7.00 до 19.00 часов. Реализуемая программа: «Основная образовательная программа дошкольного образования»,разработанная в соответствие с ФГОС ДО. Руководитель МБДОУ: Полетаева Оксана Николаевна. Социальная среда ДОУ: развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом ФГОС ДО, в соответствии с основной образовательной программой. В ДОУ созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: · Большое количество воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста, показавшие низкие результаты актуального уровня развития в ходе мониторинга психического развития детей. · Поиск инновационных методов и форм развития психических процессов у дошкольников входе коррекционно-развивающей деятельности сразу по нескольким направлениям. · Разработка индивидуально-ориентированнойкоррекционно-развивающей программы с воспитанниками, имеющими нарушенияразвития познавательных психических процессов. · Изучение методической литературы по теме. 3. Актуальность опыта. Познавательные процессы представляютогромное значение для ребенка дошкольного возраста потому, что степеньсформированности и развития этих познавательных процессов в значительнойстепени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности. Проблема развития познавательных процессовявляется актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитииличности в целом. Для развитияпознавательной сферы были использованы индивидуальные и групповые формы работы.Индивидуальные – это коррекционно – развивающие занятия, а групповые - викторины. Применение таких форм в развивающей работе с детьми позволяют подвестиребенка к положительным динамическим изменениям в его развитии. Актуальность данного опыта заключается в том, что количество детей, которыепосещают наше ДОУ, имеющие низкий уровень развития познавательной сферы, скаждым годом увеличивается. Как правило, эти «особенности» имеют природуорганического происхождения или педагогической запущенности и выражаются взадержке, либо в искажении психического развития и несформированнойпроизвольной саморегуляции. Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия и викторины являютсяигровой технологией, позволяющей в комплексе решать вышеперечисленные проблемыу детей дошкольного возраста. 4. Новизна опыта. Новизна опыта заключается в разработке и реализации программы«Смышлёныш», состоящей из индивидуальных коррекционно – развивающих занятий,основанных на индивидуальном подходе, для детей среднего и старшего дошкольноговозраста, а так же викторин, имеющих общеразвивающую направленность иприменяются на практике с детьми при групповой форме проведения. 5. Теоретическое обоснование опыта. Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей,самостоятельности и инициативности. Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе. Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников. Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В.,Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. Проблема познавательного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка. В поиске эффективных методов и форм развития познавательной активности воспитанников мною были изучены труды ученых, раскрывающие это понятие,его характеристики и специфику в дошкольном образовании: А.М. Матюшкина, Ш.А. Амонашвили,М.И.Лисиной, А.Г.Чащевой, Н.Е Вераксы. Познавательная активность - это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов: и субъективных(любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т.д.), и объективных (окружающие условия, личность педагога, методы обучения и воспитания). На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности дошкольников: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых детям. Интенсивный путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника,что предполагает изменение структуры программ и интенсификацию методов обучения. 6. Ведущая педагогическая идея опыта. Педагогическая идея опыта заключается во внедрении вкоррекционно-развивающее направление работы с воспитанниками дошкольноговозраста эффективных, современных, методов развития и коррекции: · Методы, повышающие познавательнуюактивность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству,группировка и классификация, ответы на вопросы, приучение к самостоятельномупоиску ответов на вопросы); · Методы, вызывающие эмоциональнуюактивность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации,сюрпризные моменты и элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразныхсредств); · Методы, способствующие взаимосвязиразличных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связиразличных видов деятельности, беседа); · Метод кинезиологии. Заключается виспользовании специальных комплексов упражнений (пальчиковая гимнастика,дыхательные упражнения,). Упражнения носят комплексный характер, их выполнениетребует от ребенка доведение до автоматизма. · Методы коррекции и умолчания детскихпредставлений (повторение, наблюдение, создание проблемных ситуаций, беседа). Хочу отметить, что все методы в процессеработы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а неизолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, итолько в этом случае мы получаем хороший, продуктивный результат развитиядетей. 7. Адресность опыта. Данный опыт будет полезен педагогам-психологами, воспитателям ДОУ,которые планируют использовать игры и упражнения на развитие познавательныхпроцессов в развивающей (коррекционной) работе с воспитанниками дошкольноговозраста. Методический материал опыта может быть применен в области индивидуальныхи групповых занятий, организованныхпедагогами с воспитанниками дошкольного возраста. 8. Трудоёмкость опыта. Длительность коррекционно-развивающей работы по данной теме опыта своспитанниками дошкольного возраста может составлять от 1года до 3 лет и зависитот стабильности показателей результативности работы, на что, в свою очередь,влияют индивидуальные особенности (актуальный уровень развития) воспитанников,с которыми проводятся развивающие занятия. 9. Технология опыта. Последовательность психолого-педагогическихдействий: 1) Осознание цели внедренияэффективной программы коррекционно-развивающей работы с воспитанникамидошкольного возраста. Проведение первичного мониторинга определения актуального уровня развития познавательной сферы у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста,с применением психологических диагностических методик, цель: выявление воспитанников «группы риска», имеющих нарушения (задержку) развития познавательных психических процессов. Для реализации этого аспекта я использую методики Забрамной С.Д. и Боровик О.В.Литературный источник: "От диагностики к развитию", М.: Изд-во Секачев, 2020. Диагностическая работа позволяет выявить детей с низким уровнем развития познавательной сферы. Именно с этими детьми в течение года проводится коррекционно – развивающая работа. 2) Постановка коррекционно-развивающих задач в развивающей работе с воспитанниками «группы риска», опирающихся на подходы: - формирование предпосылок развития познавательных функций (метод замещающего онтогенеза) – предполагает активизацию и развитие головного мозга через развитие сенсомоторики; - развитие и коррекция познавательных функций. В процессе индивидуальной работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и коррекционным задачам. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной,насыщенной и менее утомляемой. 3) Подбор форм, методов и средствработы педагога-психолога с воспитанниками на развивающих занятиях. Методы, используемые на занятиях:наглядный, словесный, практический. Формы занятий: занятия проводятся в игровой форме, соответствующей возрастным особенностям воспитанников. Средства: кинезиологические упражнения, тренинговые упражнения: пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, графические задания, моделирование и анализ заданных ситуаций. Преобладающие виды деятельности воспитанников: игровая, учебная деятельность. Все средства, которые педагог использует, реализуя данный подход, объединяются в два направления: · Практический метод: дидактические игры,упражнения, графические задания, задачи. · Метод кинезиологии: комплексы специальных упражнений (пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения,релаксационные упражнения). 4)Создание условий для проведения развивающих занятий с воспитанниками: комплектация оборудования: книга – игра «Умные пазлы.Домашние животные», деревянный пазл «Учим формы и цвета», игровой набор для кукольного театра «Персонажи сказки «Репка», демонстрационные картинки:школьные принадлежности, игрушки, фрукты, животные жарких стран, чувства и эмоции, ягоды, животные холодных широт, электроприборы, осень, зимующие птицы,комнатные растения, птицы домашние и декоративные, инструменты, виды спорта,цветы садовые, наш город, весна, музыкальные инструменты, насекомые, лето, тело человека, овощи, транспорт, дом и его части, перелетные птицы, профессии;пособие «Расскажи сказку «Репка» по картинкам», игра деревянная «Сортёр», игра- балансир «Мышка в домике», игра «Выбираем противоположности», книга – пазл«Курочка Ряба», пазлы «Попугай Кеша», а так же дидактические игры: «Найди такой цвет», «Быстро – медленно», «Загадки с грядки», лото «Мир вокруг нас», «Яблоки на дереве», «Собери чайник», «Найди пару», «Ёжик и грибочки», «Классификация»,сборник интеллектуальных игр, тетради «Готовимся писать: тетрадь для занятий с детьми 4-5 лет» (автор: Мёдов В.М.), для детей старших групп – «Тетрадь для штриховки (5-6 лет)» (автор: Захарова Ю.А.), для детей из подготовительных групп – тренажёр «Штриховка и дорисовка» (автор: Ефремова Е.А.), насадка- тренажер на карандаш – для постановки письма; · обеспечение пространства для проведения занятий, стол, стулья, простой и цветные карандаши. 5)Изучение алгоритма проведения развивающих занятий, создание индивидуальных планов проведения развивающих занятий с воспитанниками. Описание алгоритма действий педагога-психолога на занятии: · Начинать вводить упражнения можно с 4 - 5 лет. · Занятия проводятся курсами, у каждого возраста свой курс, состоящий из 36 занятий. · Длительность занятий составляет 20 минут. · Занятия проводятся в доброжелательной обстановке (добровольное согласие ребенка на участие в занятии). · От ребенка требуется точное выполнение заданий, приёмов, последовательности движений (отработка автоматизма). Занятия проводятся сидя за столом. Проходят они в кабинете психолога 1 раз в неделю. Для каждого занятия необходима тетрадь, карандаш, индивидуальный раздаточный и демонстрационный материал. Форма работы индивидуальная. Основные положения и принципы деятельности: · обеспечение высокой эмоциональной вовлеченности ребенка в развивающую деятельность за счет создания климата непринужденности и свободы самовыражения чувств ребенком; · принцип оптимальности нагрузок посредством чередования периодов активной (напряженной) работы и расслабления; · индивидуально-ориентированный подходпредполагает учет актуального уровня развития психических процессов ребенка иособенностей его личности – реакция на успех, на неуспех, уровень самооценки. 6)Проведение повторного (динамического) мониторинга определенияактуального уровня развития познавательной сферы у воспитанников среднего,старшего дошкольного, с применением психологических диагностических методик. Промежуточная диагностика. Цель: определение динамики развития детей, посещающих коррекционно – развивающие занятия. Оценка эффективности коррекционных воздействий с целью оптимизации состояния диагностируемого ребёнка, необходимой для обеспечения качества образовательных результатов. По итогам данного вида диагностики, при необходимости, можно внести коррективы в педагогический процесс. Для реализации данного блока диагностики я использую методики Гавриной С.Е. и др.Литературный источник: "Большая книга тестов. Для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет", М.: РОСМЭН, 2015; Итоговая диагностика. Мониторинг динамики развития ребёнка осуществляется в конце учебного года и является структурным звеном коррекционно – развивающей работы, по результатам которой оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых темпов развития данного ребенка. Данный блок состоит из методик Забрамной С.Д. и Боровик О.В.Литературный источник: "От диагностики к развитию", М.: Изд-во Секачев, 2020. Процедурные аспекты обследования: · согласие родителей на психологическоеобследование; · специальное помещение, оборудованное для работыпсихолога; · необходимый диагностический инструментарий; · отсутствие при обследовании посторонних лиц (несчитая родителей); · обследование может проводиться в один илинесколько приемов. Накопление опыта С 2017 учебного года опыт по теме «Использование коррекционно – развивающихзанятий и викторин для развития психических познавательныхпроцессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста» накапливалсяв ходе работы над темой по самообразованию, разработки и реализации программы индивидуальной работыпедагога-психолога с воспитанниками: · 2017-2018 учебный год – с 9воспитанниками; · 2018-2019 учебный год – с 13воспитанниками; · 2019-2020 учебный год – с 19воспитанниками; · 2020-2021 учебный год – с 31воспитанниками; · 2021-2022 учебный год – с 27воспитанниками. В ходе практической реализации опыта была создана и апробированакоррекционно-развивающая программа работы педагога-психолога с воспитанникамисреднего и старшего дошкольного возраста по развитию познавательной сферыдетей. Так же, подход интеллектуального сопровождения был включен в составвикторин - групповой работы педагога-психолога с воспитанниками. Разработанная программа имеет комбинаторный вид по способу разработки, илинейный вид по своей структуре. Проблемой при реализациииндивидуальных занятий явилась трудность введения развивающихупражнений без наглядного или речевого сопровождения, они трудновоспринимались, запоминались и воспроизводились детьми. Самоанализом деятельности,с использованием практических, словесных, наглядных методов развивающей работыс воспитанниками «группы риска» дошкольного возраста, стали результатыдинамического контроля (показатели динамического психологическогодиагностического обследования), которые показывали положительную динамикуактуального уровня развития познавательных психических процессов у детей(Диаграммы № 1-3). Самоконтролем деятельностипо данному направлению стало изучение методической литературы иинтернет-публикаций, с целью сравнения, определения правильности проведенияиндивидуальных занятий с воспитанниками в рамках методических рекомендацийиспользования индивидуального подхода в развивающей работе с детьми дошкольноговозраста.
Представление опыта Представление опыта происходило науровне ДОУ: 2017г. – выступление на родительских собраниях в старших группах на тему: «Развитие познавательной сферы ребенка»; 2019г. - выступление на родительских собраниях в подготовительных группах на тему: «Формирование познавательного интереса ребенка»; 2022г. – проведение открытого коррекционно – развивающего занятия с детьми среднего дошкольного возраста на развитие познавательной сферы ребенка (для родителей воспитанников средней группы). Представление опыта происходило намуниципальном уровне: 2017 г. - статья «Знатоки природы» в газете «Заветы Ильича»; 2020г. - выступление на ММО педагогов-психологов и социальных педагогов на тему: «Создание индивидуальных и групповых программ психологического сопровождения»; Практический материал из данного опыта так же был представлен в видеинтернет-публикаций: 2018 г. - сценарий интеллектуальной викторины «Смекалочка» опубликован в сетевом издании «ФОНД 21 ВЕКА»; 2018 г. - сценарий квест – викторины для детей старших групп «В поисках сокровищ» опубликован на maam.ru.; 2019 г. - методическая разработка: «Викторина для детей старших групп «По страницам любимых сказок» опубликована на maam.ru.; 2020 г. - викторина - путешествие для детей средней группы «Наш детский сад» опубликована на maam.ru.; 2021г. На maam.ru. опубликовала методическую разработку: «Интеллектуальная викторина «Знатоки» для дошкольников»; 2022г. - работа: «Психолого – педагогическая программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста «Смышлёныш» размещена в электронном каталоге издания Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века; 2022г. - нтеллектуальная викторина «Умники и умницы» для детей подготовительных групп» размещена в электронном каталоге издания Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века; 2022г. - викторина «По страницам любимых сказок» для детей старших групп опубликована на международном образовательном портале maam.ru.; 10. Длительность работы над опытом. Длительностьметодической и практической работы надформированием данного опыта составила 6 лет (2016 - 2022 годы). 11. Диапазонопыта. Диапазон опыта представлен системой индивидуальных коррекционно – развивающихзанятий, которые включены в программу «Смышлёныш» и интеллектуальных викторин различных видов: в виде состязаний между воспитанниками параллельныхгрупп, в которых принимала участие одна команда из каждой группы, а остальныедети были активными болельщиками и могли помочь своей команде, активно участвуяв конкурсах для болельщиков и в виде состязаний, где все дети одной группывыступали единым целым коллективом участников викторины. 12. Результативностьопыта. С целью определения результативности опыта ежегодно по окончанииразвивающей работы проводилось динамическое диагностическое обследованиевоспитанников, с которыми проводились индивидуальные коррекционно – развивающиезанятия. Для проведениядиагностического обследования воспитанников в начале и конце учебного года былииспользованы психологические методики:Забрамной С.Д. и Боровик О.В.Литературныйисточник: "От диагностики к развитию", М.: Изд-во Секачев, 2020. Дляпроведения промежуточной диагностики - методики Гавриной С.Е. и др.Литературный источник: "Большаякнига тестов. Для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет", М.: РОСМЭН, 2015. Результативность опыта определялась в ходе сравнения диагностическихданных на начало учебного года и конец. Сравнение первичных показателей актуального уровня развитияпознавательно-речевой сферы воспитанников «группы риска» с вторичнымипоказателями (показатели динамического обследования) позволило исследовать ивыявить динамику в развитии «проблемных» функций у каждого воспитанника -провести аналитическую работу и определить результативность. Примеры результативности развивающей работы представлены в Диаграммах №1-3. Диаграмма № 1 Диаграмма показателей результативности - динамики уровня развития памяти увоспитанников «группы риска» на начало и конец учебных годов с 2017 по2022 годы
Диаграмма № 2 Диаграмма показателей результативности - динамики уровня развития внимания увоспитанников «группы риска» на начало и конец учебных годов с 2017 по 2022 годы
Диаграмма № 3 Диаграмма показателей результативности - динамики уровня развития мышления у воспитанников «группы риска» на начало и конец учебных годов с 2017 по 2022 годы
Таким образом, из данных диаграмм видна положительная динамика уровней развития представленных показателей. Динамика результативности достигнута не в полной мере, так как на этотпоказатель влияют определенные переменные: глубина нарушений общего уровняразвития ребенка дошкольного возраста, стабильность проведения развивающихзанятий (частые отсутствия детей в ДОУ по причине заболеваемости). Высокий результат опыта может быть достигнут при соблюдении системности истабильности проведения развивающих занятий с воспитанниками. Так же о степени результативности опыта по сравнению с диагностическимметодом определения указывают следующие преимущества: · высокий уровень мотивации участия детейдошкольного возраста при проведении индивидуальных коррекционных занятий; · высокий уровень мотивации выполнениядетьми упражнений, заданий и игр при проведении викторин, которые создаютситуацию соперничества; · положительная динамика мотивации участиядетей в образовательной деятельности в группе (наблюдение воспитателей). Таким образом, мы видим, что использование индивидуальных коррекционно -развивающих занятий и викторин с дошкольниками позволяет получить положительнуюдинамику в развитии познавательных психических процессов. Степень оптимальности полученных результатов высокая. Диагностические результатыдостоверны, т.к. процедура проведения диагностирования детей дошкольноговозраста проводится при строгом соблюдении правил применения диагностическихнадежных, валидных и адаптированных методик. При обработке результатовучитывались побочные переменные; использовались методы математической обработкиполученных результатов. Уровень результативности в развитии наблюдаемых показателей указывает навысокую эффективность применения данных видов деятельности в развивающей работес детьми дошкольного возраста.
Библиографический список 1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детскомсаду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. –М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Нашипальчики играют (Развитие мелкой моторики).— СПб.: Паритет, 2003. 3. Гаврина С.Е. и др.Большая книга тестов. Для детей 3-4 лет. М.: РОСМЭН, 2015. 4. Гаврина С.Е. и др.Большая книга тестов. Для детей 4-5 лет. М.: РОСМЭН, 2015. 5. Гаврина С.Е. и др.Большая книга тестов. Для детей 5-6 лет. М.: РОСМЭН, 2014. 6. Галанов А.С. Психическое и физическоеразвитие ребёнка от трёх до пяти лет. – М.: АРКТИ, 1999 7. Забрамная С.Д. и Боровик О.В.От диагностики к развитию. М.: Изд-воСекачев, 2020.
10. ЛитвиноваЕ.Б. Заниматика с Лёвиком для маленьких гениев. – Краснодар: Улыбка, 2014 11. МельниченкоО.Н. Развиваем мышление и речь (для детей 4-5 лет). – М.: Эксмо, 2015 12. Нормативно-правовоеобеспечение дошкольного образования в условиях введения ФГОС /сост. Л.Н.Лаврова, И.В. Чеботарёва. – Липецк, ЛИРО, 2014 13. СилбергДж. 500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет /Пер. с англ. Е.Г.Гендель. — Минск: Поппури, 2004.
14 октября 2023 в 18:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.