Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

«Игровой практикум в работе практического психолога детского сада»

Выступление на ММО педагогов – психологов и социальных педагогов - 8.10.2014 г.

План.

1. Актуальность проблемы.

2. Влияние игры на личность ребенка.

3. Педагогическое руководство игрой.

4. Задачи воспитания и развития детей в игре.

5. Классификация игр:

а) дидактическая игра;

б) сюжетно-ролевая игра;

в) подвижная игра;

г) игры на сплочение детского коллектива;

д) методика Железновых.

6. Заключение.

7. Литература.

8. Приложение (картотека игр). 

«Игра- это искра,  зажигающая огонёк

                                                                                                                                      пытливости и любознательности».

                                                                                                                        В.А. Сухомлинский.

 

1. Актуальность проблемы.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца,

Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности -учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Единственный язык, который легко дается детям - это язык ИГРЫ.

Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребенка невозможна!

2. Влияние игры на личность ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Одним из основных направлений работы  дошкольных учреждений является - социализация личности ребёнка через игру.

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.  Во избежание  повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя - обучают.  Во все занятия и режимные моменты включаются  дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.

Игра – это путь к познанию ребенком самого себя. И это понятие многогранно. Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, терпение и т.д.

Игра – отличное дополнение к учебному процессу, в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретение высоких моральных качеств, формирование гражданского сознания.

Игра – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей, отдаться мечте и радостям физического или интеллектуального напряжения.

Игра – дело серьезное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.

3. Педагогическое руководство игрой.

Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Организуя игру, педагог занимает позицию включенного партнера: он просит ребенка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определенную роль. Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.

Игра может стать самым эффективным инструментом обновления содержания деятельности детских организаций. Возможность объединения ребят и взрослых в единый союз, его привлекательность при выборе разнообразной деятельности, учет интересов каждого.

Детская игра - сфера активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра - важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию.

4. Задачи воспитания и развития детей в игре.

1. Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.

2. Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей; развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.

3. Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.

4. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обо­гащать способы их игрового взаимодействия.

5. Классификация игр.

Особое внимание уделяется дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в  занятия  включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры. Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно - ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

Условием включения событий в сюжет игры является эмоциональная вовлеченность в то содержание, которое находит отражение в игре.

Воспитатель стимулирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию. Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным. Воспитатель побуждает детей к ведению разных ролевых диалогов, к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно – ролевой игре, к про­явлению инициативы в придумывании игровых событий.  Дети учатся проявлять в играх добрые чувства по отношению к сверстникам и игрушкам, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры. Содержанием режиссерской игры является преимущественно опос­редованный опыт ребенка: литературный опыт, впечатления от про­смотра мультипликационных фильмов комбинирование событий из разных мультфильмов или сказок, непосредственный опыт ребенка. В индивидуальной режиссерской игре ребенок стремится отобрать те события, которые произвели на него значительное впечатление.

Подвижные игры. Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучше познакомиться с ребятами. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.

Игры на сплочение детского коллектива. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Наиболее успешным методом установления позитивных межличностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста является игра направленные на сплочения детского коллектива. Но большинство детей младшего дошкольного возраста предпочитают одиночные игры и игры «рядом». В это время мало наблюдается совместных игр. Этот факт, по-видимому, объясняется тем, что небольшой запас знаний об окружающей действительности, недостаточное развитие воображения младших дошкольников не позволяют им самостоятельно и сразу развернуть совместную игру. Задача воспитателя с помощью специально заданных игровых ситуаций устанавливать склонности детей к общению со сверстниками. Педагог своими действиями, советами помогает обогатить игру новыми сюжетами, ролями, действием, умело использует представления детей о правилах поведения, взаимоотношений.

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллек­тива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положитель­ный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вы­зовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них. Игры, которые помогут педагогу научить детей:

· устанавливать доверительный контакт между детьми;

· чувствовать состояние и настроение сверстников;

· использовать мимику и пантомимику в общении;

· согласовывать свои действия с партнером по общению;

· сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации;

· быть наблюдательными;

· проявлять эмпатию.

Методика Железновых:

«Первые уроки» — от 2 месяцев до 2 лет — веселые песенки, в которых есть элемент игры.

«Мамины уроки» — от полугода до двух лет — песенки-игры, призванные помочь маме накормить нехочуху, одеть или уложить спать маленький моторчик, искупать грязнулю да и просто приятно провести время.

«Аэробика для малышей» — от 2 до 5 лет – песенки-игры, развивающие фантазию, способствующие двигательной активности, позволяющие улучшить координацию движений и делающие еще много чего полезного.

«Лепим, поём, читаем» — от 2 до 5 лет – название говорит само за себя, благодаря занятиям по этому диску ваш ребенок научится читать по слогам

Какую бы систему раннего развития вы ни выбрали, будь это методика Железновых и методика Марии Монтессори, главное – это постоянно заниматься. Ежедневные занятия – вот залог успеха хорошего физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

6. Заключение.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Литература:

 

1. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. — Рига, 1989.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный

подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.

4. Казанский О. А. Игры в самих себя. – М.: Роспедагентство, 1995.

5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского,

М. Г. Ярошевского.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 1990.

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

7. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - Москва: 1983г.

Приложение (картотека игр). 

Дидактическая игра «Кто как голос подаёт».

 Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

 Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,

Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

Рысь промурлыкала,

Сом промычал.

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

 Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая  предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

Сюжетно – ролевая игра «Проснись».

Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д.

Подвижная игра «Салки - обнималки».

Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 секунд.

Игра на сплочение детского коллектива  «Мамино ожерелье».
Участники стоят в кругу и держатся за руки.
Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (дети ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

Методика Железновых игра «Кубики».

Мишка с кубиком идёт
Жёлтый кубик нам несет
Уронил он кубик, ой!
Принеси теперь другой!

Мишка с кубиком идёт
Зеленыйкубик нам несет
Уронил он кубик, ой!
Принеси теперь другой!

Перед тем, как приступить к этой игре, расскажите, что такое кубик, покажите мишку, попросите назвать, где у него лапки, ушки и т.д. Скажите, что кубики твердые. Во время самой игры побуждайте ребенка повторить слог «ой!». Таким образом, у малыша развивается речь, слух, память, он узнаёт и запоминает цвета.


 

14 октября 2023 в 19:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.