Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

«Презентация психолого – педагогической программы эмоционально – личностного развития детей младшего дошкольного возраста «Радуга».

Выступление на ММО педагогов - психологов и социальных педагогов - 29.08.2016 г.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Л.С. Выготский  говорил о том, что именно эмоциональные реакции должны составить основу  воспитательного процесса, он же называл ребенка раннего возраста «ярким образцом эмоционального типа поведения». Поэтому очень важно особое внимание уделить развитию восприятия ребенка.

Актуальность программы «Радуга»  и ее внедрение в образовательный процесс вызвана необходимостью комплексной тренировки психофизиологических и интеллектуальных функций и формирования важнейших предпосылок к развитию личности, к учебной деятельности дошкольника, а также потребностью предупреждения эмоциональных расстройств, сохранения психического здоровья, вырабатывания положительных черт характера, овладения понятиями основных эмоций. Соблюдение принципа интерактивности необходимо с точки зрения современного подхода к обучению ребёнка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания, умения и навыки. В дошкольном учреждении в условиях групповых помещений и переукомплектованности их детьми у педагогов не всегда есть возможность уделить достаточное внимание детям с проблемами познавательного и эмоционального развития. Такие дети нуждаются в тишине, снижении уровня психоэмоционального напряжения и создании положительного эмоционального состояния, стабилизации психических процессов, на основе которых познавательная деятельность становится значительно эффективнее.

Коррекционно – развивающая программа «Радуга» направлена на формирование и развитие эмоционально – личностной сферы ребенка трёх – четырёх лет.

Цель программы: развитие эмоциональной сферы; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения,  достижение состояния релаксации и душевного равновесия за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.

Задачи программы:

1. Способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения.

2. Обучать способам поднятия настроения; методам  снижения эмоционального напряжения.

3. Обучать управлению своих негативных эмоциональных состояний социально приемлемым образом.

4. Организовать сенсорное и познавательное развитие.

В основу данной программы положены следующие принципы:

1. Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.

2. Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.

3. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.

4. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития).

5. Принцип ведущей деятельности.

6. Принцип амплификации детского развития - всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.

Принципиально значимыми в программе являются следующие приоритеты:

· учет закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;

· реализация личностно - ориентированного подхода к воспитанию и развитию детей через совершенствование методов и приемов работы;

· расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание усло­вий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

· поддержка в ребенке достоинства и формирование позитивного образа «Я»;

· беседы о ситуации, поступке и его последствиях,  а не о личности и характере ребенка;

· учет изменений в личностном росте посредством  сравнения ребенка с самим собой, а не с другими  детьми;

· отказ от негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования;

· избегание навязывания вопреки желанию ребенка  способа деятельности и  поведения.

Продолжительность реализации программы (этапы)

Срок реализации программы «Радуга» - 1 год (сентябрь – май). Она включает в себя три этапа: диагностический, коррекционный и этап итоговой диагностики.

I. Диагностический этап. Его цель: выявить показатели эмоционального развития  младших дошкольников и особенности их проявления. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Использовались следующие методики:

· Методика «Кактус» (занятие №1).  (Велиева С.В.. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2007).

· Методика «Сюжетные картинки» (занятие №2). (Диагностика эмоционально личностного развития дошкольников 3-7 лет. Сост. Денисова Н.Д. Волгоград  2010).

· Наблюдение.

II. Коррекционно – развивающий этап. Его цель: развитие эмоциональной сферы; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Это коррекционно – развивающие занятия (№ 3 – 34).

В свою очередь коррекционный этап состоит из четырех разделов.

Первый раздел. Обучение детей снятию мышечного напряжения.

Обогащение сенсорного восприятия; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Создание положительного эмоционального фона; мышечное расслабление. Активизация зрительного восприятия; формирование концентрации внимания, снятие эмоционального напряжения.

Второй раздел. Создание положительного эмоционального фона.

Развитие произвольности и самоконтроля, активизация зрительно-моторной координации. Снятие эмоционального напряжения; развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, развитие самосо­знания, релаксация.

Третий раздел. Снижение беспокойства.

Развитие координации движений, активизация зрительного восприятия; формирование концентрации внимания. Снятие эмоционального напряжения; развитие самосо­знания, релаксация.

Четвертый раздел. Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие пространственного восприятия и ощущений; развитие самосознания. Развитие межполушарного взаимодействия; снятие эмоционального напряжения. Развитие произвольности и самоконтроля, тактильных ощущений, мышечное расслабление.  

III. Этап итоговой диагностики. Его цель: оценка эффективности коррекционно – развивающих воздействий, определение динамики развития.

Формы и режим занятий

Программа состоит из 36 занятий по 10-15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми 3-4 лет. Форма работы подгрупповая. В подгруппе не должно быть больше 5-7 детей, так как большее количество будет снижать эффективность усвоения материала и его проработку в процессе игровой деятельности. Программа представляет из себя комплекс упражнений, направленных на эмоциональное развитие и снятие напряжения  детьми через игру, через использование упражнений на релаксацию, через обучение различным способам взаимодействия с другими людьми. Конспекты разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей детей четвертого года жизни, а также с учетом сензитивных периодов развития малышей.

Программа «Радуга» прошла практическую апробацию в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №4 «Ягодка» Данковского муниципального района Липецкой области с сентября 2014 по май 2015 года. Программа предусматривает занятия в сенсорной комнате с детьми, имеющими проблемы с агрессивностью, чрезмерно утомляемыми, замкнутыми, тревожными, с двигательными нарушениями, а так же страдающими психосоматическими заболеваниями.

Конспекты разработаны с учетом возрастных, психофических особенностей детей четвертого года жизни, а так же с учетом сензитивных периодов развития малышей.

Методы работы, которые используются на занятиях в сенсорной комнате, очень разнообразны. Сюда включаются: игра, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, психодраматизм, аутогенная тренировка.

Все проводимые в сенсорной комнате занятия носят развивающий характер. Сенсорная комната содержит в себе большое количество стимулов, воздействующих на системы органов чувств: его глаза, нос, уши, способность осязать и вестибулярный аппарат. Это запускает определенные речевые и познавательные процессы в сознании детей, дает им возможность приобрести дополнительный жизненный опыт, расширяет чувствительность, помогает развить самоуважение и уверенность в себе, заглушает негативные эмоции и чувства, благоприятно влияет на общее состояние человека и его здоровье. Регулярно посещая занятия в сенсорной комнате под руководством психолога, дети получают чувство спокойствия и защищенности, заметно становятся более доброжелательными.

В ходе занятий сама обстановка сенсорной комнаты погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждая позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной реабилитационной задачи, способствует вытеснению негативных переживаний. Если, наоборот, ребенок вял и пассивен его активизации способствуют игры в сухом бассейне, со светящимся душем, зеркальным шаром, которые помогают в тонизировании растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов, повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.

Детям очень нравится заниматься в сенсорной комнате. Их глаза начинают сверкать, когда включается «Звездный дождь», они с удовольствием прыгают под лучами проектора «Меркурий», с радостью играют в сухом бассейне. После игр в волшебной комнате дети «заряжаются» положительными эмоциями на весь день и с нетерпением ждут новых встреч в этой комнате. В результате занятий по программе «Радуга» у 90% детей наблюдается позитивное самочувствие, высокая активность и хорошее настроение, 85% детей умеют управлять своим эмоциональным состоянием социально приемлемым способом, 100% участников программы обучились способам поднятия настроения и методам снижения эмоционального напряжения.

Дети очень ждут посещения волшебной комнаты. Но это не просто веселое времяпрепровождение. Благодаря занятиям воспитанники приобретают навыки общения со сверстниками, учатся самостоятельно регулировать свои эмоции и психические состояния, а так же поведение, соблюдать оговоренные правила.

Ожидаемые результаты

· снятие психоэмоциональной напряженности;

· поддержка положительной самооценки;

· создание позитивного настроя;

· усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств;

· развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, способности  формирования физического и психологического здоровья.

Работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. В рамках каждого раздела выделены задачи работы с дошкольниками по формированию психологического здоровья. Взаимодействие со специальным оборудованием сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулирует зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику.

Информационное обеспечение программы

Оборудование сенсорной комнаты.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: релаксационный - в него входят: мягкие покрытия, пуфики, «Модули» — подушки, выполненные в форме груши, разного размера, набитые мягкими  гранулами:
изготовлены из тканей разных текстур;
прогибаются под тяжестью тела, создавая устойчивую форму;
обеспечивают поддержку, принимая разнообразные, удоб­ные для отдыхающего формы;
дают чувство комфорта и защищенности, способствуют сни­жению агрессивности;
своей бесформенностью побуждают к творчеству;
используются для работы с каждым панно и самостоятельно для детей любого возраста;
подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, светильник «Фонтан света», шар зеркальный с приводом,  световой проектор «Меркурий» со встроенным ротатором, колесо спецэффектов (жидкое, с неповторяющимся рисунком),  чудо – свеча, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), релаксационная музыка.

Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Активационный - в него входит: все оборудование со светооптическимии звуковыми эффектами, интерактивная воздушнопузырьковая трубка «Ручеек» на мягкой платформе с зеркалами — поток пузырьков, под давле­нием поднимающихся вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой, цвет подсветки которой меняется (цвета — красный, синий, зеленый, желтый): отражение трубки в зеркале способствует развитию зритель­ного восприятия, формированию фиксации взора, концен­трации внимания, плавного прослеживания и зрительно- моторной координации; сенсорные панели для рук, ног, настенная игра «Поезд», сенсорный стол «Лабиринт», коврик массажный для профилактики плоскостопия,  массажные мячики,  мобайлы, сухой басен. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. «Зеркало» — отражающая, гладкая поверхность: располагается напротив трубки с пузырьками, для усиления эффекта; создает эффект дополнительного пространства; используется как вспомогательный инструмент для трубки и самостоятельно; способствует активизации зрительного восприятия, фор­мированию фиксации взора, развитию тактильных ощуще­ний, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.
Фибероптический душ — светооптические, пластиковые нити с ультрафиолетовой подсветкой, мерцающими огоньками: воздействует на зрительный и кинестетический анализа­тор; создает возможность находиться под воздействием слож­ного сенсорного потока светового раздражителя; способствует обогащению сенсорного опыта, развитию зри­тельного восприятия, зрительно-моторной координации.

Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной ее целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния ребенка. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. Дополнительно сенсорная комната украшена декоративным деревом со светящимися лампочками, различными игрушками – подвесками. 

Перечень аудио продукции.

Диски с записью звуков природы:

Шум водопада; На лесной полянке; Летняя ночь; Шум моря; Летний дождь; В тропическом лесу.

Диск с записью детских песен.

Диск с классической музыкой (И. Бах «Шутка», М. Мусоргский «Слезы» и т.д.).

Диск «Музыка души» - сборник инструментальной музыки.

Список используемой литературы. 

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в

помощь  психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мел­кой моторики).

— СПб.: Паритет, 2003.

3. Браудо Т.Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В

сб.  Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических

рекомендаций". М.: ООО Фирма "Вариант", 2001.
4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех

лет. —  М.: АРКТИ, 2002.

5. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для

ДОУ. Под ред. И.Ю. Синельников. Издательство «АРКТИ» М.2007г.
6. Ильина Н.А. Играем в памперсах. (Внимание: дети!) — М.: Рольф, 2001.

7. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и  

методы.// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических

рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001

8.  Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет – 2-е издание,

переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия

Холдинг, 2001.
9.  Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового

отделения  психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н.В., -

СПб, 2000.
10.  Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. — М.: Школьная пресса,

2000.

11. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации.

Г.Г.Колос. –М.: АРКТИ, 2011.

12. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие

/Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2010

13. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. –

М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001.
14. Силберг Дж. 500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет / Пер. с

англ. Е.Г. Гендель. — Минск.: Поппури, 2004.

15. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как

сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.



15 октября 2023 в 20:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.