Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Полезные игры для гиперактивных детей - мастер – класс для родителей старших групп

План

1. Мини лекция «Что такое гиперактивность?».

2. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».
3. Тест «Как выявить гиперактивного ребенка».

4. Приемы и методы работы с гиперактивным ребенком?

5. Игры, направленные на самоконтроль и снятие психоэмоционального напряжения.

1. Игра «Разговор с руками».

2. «Колечко». 

3. «Кулак—ребро—ладонь». 

4. «Снеговик». 

5. «Ловим комаров».

6. Заключение.

7. Рефлексия (памятка «Если Ваш ребёнок гиперактивный»).

Цель: ознакомление родителей с термином «гиперактивность» ; определение основных причин проявления гиперактивности у детей, отработка навыков эффективного взаимодействия детей и их родителей.

 Задачи:

1. Познакомить с причинами гиперактивного поведения.

2. Внедрить активные формы работы с гиперактивными детьми.

3. Способствовать эффективному взаимодействию детей и их родителей.

Организация мастер - класса:

группа родителей от 15 до 20 человек.

Форма проведения – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 30 минут.

Оборудование: доска, изображение человека, надписи с качественными прилагательными, присущими поведению гиперактивного ребенка, магниты, бланки для теста, ручки, листы формата А4 (на каждого участника), простые и цветные карандаши, памятки «Если Ваш ребёнок гиперактивный». 

Ход работы

- Добрый вечер, уважаемые родители! Добрый вечер гости. Тема нашего мастер-класса звучит так «Полезные игры для гиперактивных детей».

У Непоседы ручки

Хваталки и липучки.

У Непоседы ножки

Две шустрые рыбешки.

У Непоседы глазки

Хитрей таежной ласки.

У Непоседы язычок

Во рту стрекочет, как сверчок.

В последнее время появляется все больше детей «непосед». Они не могут посидеть на месте, реагируют на все звуки, хватаются за всё сразу и бросают дела, незаконченными. Это вполне нормальное поведение для дошкольника скажет вы. Но если так поступает ребенок в любой обстановке, то, скорее всего ему присуща гиперактивность.

1. Мини лекция «Что такое гиперактивность?»
«Гипер...» (от греч. hyper— «над», «сверху») — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в дошкольном возрасте и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...» (1997, с. 4). Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог,  которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Но не забывайте о том, что диагноз-гиперактивность, ставит только невропатолог.
Каждый родитель знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет такой ребенок окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.
Для того чтобы понять кто же такой гиперактивный ребенок мы с вами  попробуем составить портрет гиперактивного ребенка.

2. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

Цель: закрепить полученные знания в ходе прослушивания минилекции, определить психологические черты гиперактивных детей.
Предлагаю нам с Вами совместно составить портрет гиперактивного ребенка. На доске вы видите качественные прилагательные, присущие поведению гиперактивного ребенка. Каждому из Вас необходимо выбрать по одному из этих прилагательных. Совместно составляется характеристика гиперактивного ребенка.

Портрет гиперактивного ребенка
•  импульсивен
•  двигательно расторможен
•  отвлекаем
•  невнимателен
•  испытывает повышенную утомляемость
•  присутствует двигательная неловкость
•  нарушение пространственной координации
•  беспричинное раздражение.

3. Тест «Как выявить гиперактивного ребенка».

Уважаемые родители, внимательно послушайте и отметьте, какие качества часто проявляются у Вашего ребенка.

1. Беспокойные движения рук и ног.
2. Сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или занятий.
3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на игровой площадке, спортивных занятиях и т.д.)
5. На вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.
7. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
8. Не может играть тихо, спокойно.
9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
10. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращённую к нему.
11. Часто теряет вещи (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).
12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегая на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Если не менее 8 перечисленных признаков проявляются в поведении ребёнка ежедневно по крайней мере в течение полугода, то можно говорить о синдроме дефицита внимания.
4. Приемы и методы работы с гиперактивным ребенком?

1. Сказкотерапия ( применение сказок для гиперактивных детей, достаточно эффективно влияет на развитие самоконтроля и поможет сосредоточить внимание на деятельности).

2. Прием тактильного контакта (гиперактивные дети больше нуждаются в прикосновениях, объятиях, поглаживаний, потому что так же как и взрослый устают от потока своей энергией)

3. Техники дыхания (несомненно нужны в работе с данными детьми, для развития самоконтроля, и волевого усилия, снятия лишнего напряжения.)

4. Метод смены деятельности ( в работа с гиперактивными детьми это важный метод потому что они часто переключают свое внимание и деятельность при этом чаще всего бесцельно, а наша задача помочь ребенку контролировать свои действия и активность/ переключение с монотонной деятельности на активную).

5.Прием поощрения/ легкое наказание ( поощрять ребенка за спокойное поведение, за внимательность, создайте материальную систему поощрение: жетон, наклейка и т.д.)

5. Игры, направленные на самоконтроль и снятие психоэмоционального напряжения.

1. Игра «Разговор с руками».

Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

2. «Колечко». 

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. «Кулак—ребро—ладонь». 

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

4. «Снеговик». 

Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

5. «Ловим комаров».

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"

6. Заключение.

Уважаемые родители. Мы замечательно с вами поработали. Некоторые учёные утверждают, что гиперактивность это не проблема, а задача для взрослых. И чем сложнее её решение, тем большее удовлетворение принесёт результат. Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Ньютона, Александра Пушкина, Александра Македонского, Фёдора Достоевского. А в заключении я вам предлагаю высказать своё мнение о нашей встрече, что понравилось, что узнали нового.

7. Рефлексия (устная, по кругу):

- Как вы себя чувствуете?
- Что полезного вы узнали на сегодняшнем мастер - классе?
- Будете ли вы применять полученные знания?

Каждому участнику выдаётся памятка «Если Ваш ребёнок гиперактивный», с рекомендациями по работе с гиперактивным ребенком.

 



16 октября 2023 в 19:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.