Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Адаптация ребёнка к детскому саду - деловая игра «Вечер вопросов и ответов» для родителей воспитанников I младшей группы

Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам адаптации детей к ДОУ; заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать. 
                                                                                     Ход игры:

Педагог - психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей деловой игре, которая посвящена такой непростой проблеме, как адаптация ребенка к детскому саду. Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду. Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми и т.п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду. При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всём последующем развитии ребёнка.

Правила игры:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— не оспаривать оценку жюри;
— соблюдать культуру речи и тактичность;
— придерживаться регламента.

 Я хочу процитировать высказывание Я. Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». И еще одно – «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М.Монтессори).

Трудности в привыкании к детскому саду:

Нарушения режима дня; Элементарные навыки самообслуживания; Отсутствие правильной речи; Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Занимайтесь со своим ребёнком: т.е. учите его самостоятельно обслуживать себя - одеваться, раздеваться, есть, пользоваться горшком, но никак не памперсами.

Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя бы на момент привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.

Настраивайте ребёнка на детский сад только положительно, чтобы не было проблем при расставании с родителями по утрам.
Общайтесь с ребёнком, не отмахивайтесь от его вопросов. Сами наталкивайте его на разговор с вами. Беседуйте с ним как можно чаще! Проявите заинтересованность в своём ребёнке! И у вашего ребёнка не будет проблем в речевом и умственном развитии.

И последняя просьба: старайтесь, чтобы ваш ребёнок хоть немного ходил пешком, без санок, без маминых и папиных рук! Развивайте ножки ребёнка! Я прекрасно понимаю: вы торопитесь на работу, времени в обрез, НО всё-таки найдите компромиссное решение этой проблеме. Ведь выходя на прогулку, вашим детям тяжело ходить. Они итак закутаны с головы до ног, отсюда падения, спотыкания, плач, слёзы, истерики. И воспитателю тяжело, таких детей очень много да и вашему ребёнку тоже.

 Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Давайте узнаем, как проходит период адаптации у вашего ребенка и заполним «Анкету по адаптации ребенка к ДОУ».

Анкета по адаптации ребенка к ДОУ

1. Укажите ФИО ребенка_______________________________________

2. Дата рождения ребенка ______________________________________

3. Как ласково Вы называете своего малыша? _____________________

4. Одинаковые ли у Вас с мужем (женой) взгляды на воспитание?

Да;

нет.

5. Преобладающее настроение Вашего ребенка дома:

бодрое;

подавленное;

уравновешенное;

раздраженное;

неустойчивое.

6. Сколько времени Ваш ребенок посещает детский сад? ___________

7. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?

Да;

нет.

8. С каким настроением ребенок идет в детский сад?

С хорошим;

со слезами;

по-разному;

отказывается идти.

9. Что изменилось в Вашем ребенке за время посещения ДОУ?

Стал более самостоятельным, организованным;

стал более общительным;

стал скованным;

чаще плачет, капризничает;

ничего не изменилось.

10. На Ваш взгляд, ребенок адаптировался к новым условиям в ДОУ?

Да;

не знаю;

нет.

11. Придерживаетесь ли Вы дома режима дня, организованного в ДОУ?

Да;

не всегда;

нет.

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ.

По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики». Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
Кейс «Секреты воспитания»

Педагог - психолог: я предлагаю каждому из вас подумать и написать несколько секретов воспитания вашего ребенка: как вам удается справляться с детскими истериками, договориться с ребенком о чем – либо или просто успокоить его, когда он расстроен.  Затем мы соберем кладезь полезных советов и озвучим их для всех, чтобы каждый родитель смог воспользоваться вашим положительным опытом в воспитании ребенка.

Игра «Разберемся в ситуации».
Педагог - психолог: Давайте с вами разыграем ситуацию и разберем ее: «Катюша (2,5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
— Сама! Сама! Сама!
— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сама».

Примерные вопросы:
— Правильно ли поступила мать? Обоснуйте Ваше мнение.
— Как вы думаете, почему она так поступила?
— Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
— Что Ваш ребенок делает сам?

Психолог: Любой родитель должен помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит на нем. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ в любом возрасте, не жалейте времени на эмоционально- личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад- это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

Литература

1. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. – М.,1983. – С. 143.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – С.128.

16 октября 2023 в 19:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.