Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны
Факторы формирования агрессивности у ребенка дошкольного возраста - выступление на родительском собрании в подготовительной комбинированной группеПлан
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.заменено Кэмпбелл Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы:«Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальт-психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессия? Агрессивность – психологическое свойство личности, выражающееся вее готовности к агрессивным действиям (А.А. Реан, 1998). Виды агрессии: · физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта · вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); · прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта · косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия,характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости,проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу) · инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели · враждебная агрессия – выражается в действиях,целью которых является причинение вреда объекту агрессии. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость,агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия –агрессию. Ребенок-дошкольник проявляет агрессивное поведение в форме физической или вербальной агрессии, а также в разрушительных действиях. Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения: Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные информационные факторы. «Фактор семьи» / выделяется как основной/ Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются «факторами риска» в развитии агрессивного поведения ребенка: негативизм матери; терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии; эмоциональное отвержение ребенка родителями гиперсоциализированное воспитание авторитарное воспитание. Социальные факторы: влияние группы сверстников(подражание моделям агрессивного поведения); влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями. Психологическая характеристика агрессивного ребенка В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют: скандалы в семье применение физической силы во время семейных ссор (драки) грубое, жестокое обращение с ребенком привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»Ознакомление с результатами группового обследования детей. 14 октября 2015 г. в подготовительной комбинированной группе (15 человек) была проведена диагностическая методика «Кактус» (автор – М.А.Панфилова) с целью изучения направленности и интенсивности выраженности агрессивности Обработка графической методики позволила выявить состояние эмоциональной сферы детей: Импульсивность - 73% (11 чел) Эгоцентризм, стремление к лидерству - 40% (6 чел) Демонстративность, открытость – 33% (5 чел) Неуверенность в себе. Зависимость - 60% (9 чел) Скрытность, осторожность - 27% (4 чел) Оптимизм – нет ни у кого Тревожность - 53% (8 чел) Женственность - 20% (3 чел) Экстравертированность - 6% (1 чел) Интровертированность - 94% (14 чел) Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - 67% (10 чел) Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - 27% (4 чел) Исходя из полученных данных мы можем сделать следующий вывод: Обладают высоким уровнем агрессивности - 47% (7 чел) Средним уровнем - 47% (7 чел) Низким уровнем - 6%(1 чел) Критерии выявления агрессивного ребенка Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:
Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто». Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным. Анкета«Признаки агрессивности» Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.
Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку. 15 – 20 баллов – высокая агрессивность 7 – 14 – средняя 1 – 6 – низкая Работа родителей с детьми: Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, используйте упражнения, направленные на обучение детей способам разрядки гнева и агрессивности, представленные ниже.Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья,сёстры), а также с друзьями своего ребёнка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессию. Комкать и рвать бумагу.Рекомендации родителям агрессивного ребенка 1. Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вызвать либо гнев ребенка,либо его постоянное подавление; если гнев ребенка будет постоянно подавляться,то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения; 2. Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемлемого выражения гнева; 3. Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний; 4. Учите агрессивного ребенка говорить словами о том. что ему нравится и не нравится; 5. Стимулируйте положительные эмоции ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние; 6. Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»); 7. Говорите о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме«Я-сообщений»; 8. Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции; 9. Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним; 10. Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закрепляют у ребенка варианты агрессивного поведения; 11. Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии. Рекомендации воспитателям:
7. Не жалуйтесь на ребенка родителям; 8. Не ругайте ребенка в присутствии других детей; 9. Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх; 10. В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли, в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей; 11. Количество замечаний ребенку сведите к минимуму. Литература:
16 октября 2023 в 20:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.