Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Факторы формирования агрессивности у ребенка дошкольного возраста - выступление на родительском собрании в подготовительной комбинированной группе

План

  1. Актуальность проблемы проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.
  2. Виды агрессии.
  3. Причины появления агрессии у детей.
  4. Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения.
  5. Психологическая характеристика агрессивного ребенка
  6. Ознакомление с результатами группового обследования детей.
  7. Критерии выявления агрессивного ребенка (анкетирование родителей).
  8. Рекомендации родителям агрессивного ребенка.
  9. Рекомендации воспитателям.
  10. Литература. 

                                                                               Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает,                                

                                                                               а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он 

                                                                               возвращает ее. Если ничего не дать, ничего

                                                                               в ответ и не получишь.заменено Кэмпбелл

 Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы:«Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальт-психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессия?

Агрессивность – психологическое свойство личности, выражающееся вее готовности к агрессивным действиям (А.А. Реан, 1998).

Виды агрессии:

·        физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта

·        вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

·        прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта

·        косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия,характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости,проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу)

·        инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели

·        враждебная агрессия – выражается в действиях,целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость,агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия –агрессию.

Ребенок-дошкольник проявляет агрессивное поведение в форме физической или вербальной агрессии, а также в разрушительных действиях.

Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения:

Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные информационные факторы.

«Фактор семьи» / выделяется как основной/

Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются «факторами риска» в развитии агрессивного поведения ребенка:

негативизм матери;

терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии;

эмоциональное отвержение ребенка родителями

гиперсоциализированное воспитание

авторитарное воспитание.

Социальные факторы:

влияние группы сверстников(подражание моделям агрессивного поведения);

влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.

Психологическая характеристика агрессивного ребенка

В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:

Типы детей, формы проявления агрессии

Личностные особенности детей

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

скандалы в семье применение физической силы во время семейных ссор (драки) грубое, жестокое обращение с ребенком привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Ознакомление с результатами группового обследования детей.

   14 октября 2015 г. в подготовительной комбинированной группе (15 человек) была проведена диагностическая методика «Кактус» (автор – М.А.Панфилова) с целью изучения направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Обработка графической методики позволила выявить состояние эмоциональной сферы детей:

Импульсивность - 73% (11 чел)

Эгоцентризм, стремление к лидерству - 40% (6 чел)

Демонстративность, открытость –  33% (5 чел)

Неуверенность в себе. Зависимость - 60% (9 чел)

Скрытность, осторожность - 27% (4 чел)

Оптимизм – нет ни у кого

Тревожность - 53% (8 чел)

Женственность - 20% (3 чел)

Экстравертированность - 6% (1 чел)

Интровертированность - 94% (14 чел)

      Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - 67% (10 чел)

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - 27% (4 чел)

Исходя из полученных данных мы можем сделать следующий вывод:

Обладают высоким уровнем агрессивности - 47% (7 чел)

Средним уровнем - 47% (7 чел)

Низким уровнем - 6%(1 чел)

Критерии выявления агрессивного ребенка

    Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:

Особенности поведения ребенка

Как проявляются

Часто

редко

1.

Спорит, ругается со взрослыми

2.

Теряет контроль над собой

3.

Винит других в своих ошибках

4.

Завистлив, мстителен

5.

Сердится и отказывается что-либо делать

6.

Специально раздражает людей

7.

Отказывается подчиняться правилам

8.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их

Анализ результатов: Подсчитывается общее  количество ответов «часто».

Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Анкета«Признаки агрессивности»

Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.

Особенности поведения исследуемого ребенка

Проявление особенностей

Да

Нет

1

«Злой дух» временами вселяется в него

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки

6

Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

10

В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот

11

Часто не по возрасту ворчлив

12

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых

15

Легко ссорится, вступает в драку

16

Старается общаться с младшими и более слабыми

17

У него нередки периоды мрачной раздражительности

18

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Уверен, что любое задание выполнит лучше других

Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.

15 – 20 баллов – высокая агрессивность

7 – 14 – средняя

1 – 6 – низкая

Работа родителей с детьми:

   Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, используйте упражнения, направленные на обучение детей способам разрядки гнева и агрессивности, представленные ниже.Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья,сёстры), а также с друзьями своего ребёнка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессию. Комкать и рвать бумагу.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка

1.      Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вызвать либо гнев ребенка,либо его постоянное подавление; если гнев ребенка будет постоянно подавляться,то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения;

2.      Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемлемого выражения гнева;

3.      Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний;

4.      Учите агрессивного ребенка говорить словами о том. что ему нравится и не нравится;

5.      Стимулируйте положительные эмоции ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние;

6.      Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»);

7.      Говорите о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме«Я-сообщений»;

8.      Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции;

9.      Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним;

10.  Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закрепляют у ребенка варианты агрессивного поведения;

11.  Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии.

Рекомендации воспитателям:

  1. Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других детей;
  2. Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
  3. Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;
  4. Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный»., «злой» и т.п.);
  5. Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
  6. После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и переключите ребенка на другую деятельность;

7.      Не жалуйтесь на ребенка родителям;

8.      Не ругайте ребенка в присутствии других детей;

9.      Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;

10.  В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли, в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;

11.  Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.

Литература:

  1. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М.: Плэйт, 2001
  2. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии, № 1, 2002, с. 17-25
  3. Фурманов И.А. Детская агрессивность: диагностика и коррекция. – М.: 1996
  4. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему» – Ярославль, Академия развития, 2001.
16 октября 2023 в 20:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.