Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Психологические особенности детей раннего возраста - Выступление на родительском собрании в первой младшей группе

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим более предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение.

Большое значение для развития личности раннего возраста имеет общение со взрослым. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка детей в это время является равноценной той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности малыша в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Предложенные основные показатели психического развития детей второго-третьего года жизни основаны на современных представлениях о периодизации психического развития детей раннего возраста. Возрастной диапазон от 1 до 3 лет разбит на отдельные периоды, интервалы между которыми соответствуют нормальному темпу развития здорового ребенка. Для каждого возрастного периода были выделены сферы психического развития: общая моторика, тонкая моторика, когнитивное развитие, навыки пения, навыки самообслуживания, социально-эмоциональное развитие, игра. При обнаружении отставания на один возрастной период ребенка следует отнести к группе риска, на два или три возрастных периода — в группу высокого риска. Дети обеих этих групп требуют пристального внимания со стороны родителей и специалистов (невропатолога, психолога, логопеда, дефектолога).

1 ГОД - 1 ГОД 3 МЕСЯЦА

Общая моторика

В течение длительного промежутка времени ходит самостоятельно (часто падает); может хорошо крутиться вокруг себя, когда стоит; когда ходит, присаживается; поднимается на 1—2 ступени детской горки, боком, держась за перила двумя руками; умеет поднимать руки вверх, разводить их в стороны, прятать за спину; может неуверенно бегать, ноги «заплетаются»; может покатить, «бросить» мяч («толкает»).

Тонкая моторика

Во время мытья рук шевелит пальцами в воде; «вытирает» руки, лицо при умывании (имитирует движение всей ладонью); удерживает в кулачке карандаш, хаотически чиркая по бумаге; «рисует» мелком; ест ложкой, держа ее в кулачке; при желании помогает переворачивать взрослому страницы в книге; «пинцетный захват» мелких предметов (между большим и указательным пальцами).

Когнитивное развитие

Пытается строить башню из 2—3 кубиков; снимает со стержня и начинает нанизывать на него большие и маленькие кольца; вкладывает круг в соответствующую прорезь; путем многократных хаотических действий проталкивает другие объемные фигурки в прорези ящика без учета их формы; раскладывает однородные предметы, резко различающиеся по одному признаку (по цвету, величине), на две группы, самостоятельно разбирает двухместную матрешку.

Навыки поведения

Подражает простым движениям взрослого (протягивает руку, дотрагивается до определенной части тела); смотрит на взрослого в новых и затруднительных ситуациях; выполняет простое поручение взрослого; наблюдает за действиями других детей; любит слушать песенки, старается петь; может недолго рассматривать картинки, о которых рассказывает взрослый, пытается их погладить, поцеловать.

Навыки самообслуживания

Пьет из чашки; удерживает ложку в кулачке, зачерпывает немного густой пищи и доносит до рта (надо докармливать); показывает и/или обозначает определенным звуком и/или словом когда «мокрый»; начинает проситься на горшок; учится стягивать носки, может рывком расстегнуть кнопку, застежку (на одежде или обуви).

Социально-эмоциональное развитие

Проявляет сильную привязанность к маме; эмоционально по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей; быстро переходит от смеха к капризам; легко отвлекается, радуется совместным играм с близким взрослым; выражает протест при ограничении движений; по-разному реагирует на спокойные и плясовые мотивы; начинает разучивать танцевальные движения и ритмы.

Игра

С помощью взрослого знакомится с разнообразными свойствами игрушек в процессе активных действий с ними (встряхивает, сжимает, катает, перемещает детали); самостоятельно играет с игрушками, воспроизводя одно игровое действие (например, кормит куклу); сопровождает игру проговариванием на «своем языке», иногда может употребить понятные для окружающих слова (имена, названия, эмоциональные выражения типа «ах», «ой»).

ДЕТИ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Громко хвастается Тая:

— Я теперь совсем большая!.

И, обняв подружку Асю,

Посмотрела на ребят:

— Я заканчиваю ясли —

Поступаю в детский сад!

И. Демьянов

К концу второго года жизни ребенок начинает осознавать свои возможности, эмоциональное и физическое состояние. Малыш становится самостоятельным. Этому способствует уверенная самостоятельная ходьба, а также приобретенные ребенком практические навыки: малыш умеет есть с ложки, пользоваться некоторыми предметами быта и играть в простые игры.

Существенно меняется и речь малыша. Словарный запас трехлетнего ребенка в 3—4 раза больше, чем у малыша двух лет. Кроха начинает строить более сложные фразы, сравнивать предметы и явления, уточнять, задавать вопросы и делать первые самостоятельные выводы. Он хочет все узнать и во всем разобраться сам. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что он отличается от других людей. Теперь малыш описывает свои желания и действия с помощью местоимений «я», «мне», «мое». У ребенка появляется чувство собственности. Все чаще вы слышите от него: «Мой мяч!», «Моя машина!».

Ребенок третьего года жизни способен понимать эмоциональное состояние других людей, вспоминать ощущения и переживания, которые он испытал в недавнем прошлом, и поступать соответственно своему личному опыту. Малыш может погладить и пожалеть маму, которая ударилась, поскольку он помнит, как ему было больно в такой же ситуации.

В этом возрасте ребенок радует взрослых своей сообразительностью. От родителей часто можно услышать: «С ним теперь так интересно!» или «Он теперь так много умеет!» Действительно, малыш стал более самостоятельным. Это очень важно для мамы, которая раньше была прочно «привязана» к ребенку. Теперь малыш может самостоятельно надеть некоторые предметы одежды, выпить сок из кружки, принести книжку, которую он хочет «почитать». Важно для родителей и то, что кроха сам просится на горшок.

Иногда возросшая самостоятельность ребенка проявляется в поступках, которые не соответствуют ситуации или вовсе недопустимы. Малыш может капризничать, стремясь подчинить себе других людей, может пытаться влиять на поведение взрослого: теребить за одежду, требуя поиграть с ним, или толкать маму, чтобы она, наконец, освободила стул, на который он хочет сесть.

Своенравие ребенка может выражаться в упрямстве, раздражительности и даже агрессии. Если малыш не хочет есть, он переворачивает тарелку на пол, если не желает спать — плачет и кричит, если не хочет мыться — не дает снимать с себя одежду. Так могут реагировать даже послушные и спокойные дети. Больше всего родителей беспокоит нежелание ребенка подчиняться установленному режиму дня. Внезапные приступы упрямства порой кажутся взрослым беспричинными и необъяснимыми. Трудно понять, почему ребенок плачет и отказывается купаться перед сном с папой, со слезами призывая маму. Что стоит за этим поведением? Нежелание расставаться с мамой или нежелание ложиться спать после купания? Порой такое поведение приводит к конфликту между ребенком и родителями.

Известный русский ученый Л. С. Выготский назвал этот период психологического развития ребенка «кризисом трех лет». По его мнению, на третьем году жизни ребенок самоутверждается и противопоставляет свое «Я» всему окружающему миру.

Нежелание малыша выполнять указания родителей не означает, что он действует наперекор взрослому. Дело в том, что у ребенка уже сложилось собственное мнение о том, как надо поступать. Вместе с тем малыш начинает понимать, что его поступки не всегда правильны и могут повлечь за собой наказание. Борьба противоречивых чувств, желание быть самостоятельным и первые попытки контролировать свое поведение — главные отличительные черты этого возраста.

На третьем году жизни большинство примеров для подражания малыш находит в своей семье. Дети часто повторяют поведение родителей. Они любят переодеваться во взрослую одежду, красить губы помадой, которую мама забыла на туалетном столике. Родители, которые часто применяют физическое наказание или излишне импульсивно реагируют на упрямство ребенка, показывают малышу образец неправильного поведения. Не забывайте, что вы являетесь для ребенка образцом для подражания. Попробуйте проанализи­ровать свое поведение: не являются ли нетерпение и агрессия малыша отражением вашей собственной эмоциональной несдержанности.

Методы воспитания, безусловно, зависят от взглядов родителей и тех качеств, которые они хотят видеть в своем ребенке. Обычно мамы и папы хотят, чтобы их малыш был смышленым, общительным уравновешенным, уверенным в себе, послушным, неагрессивным. Но если в поведении вашего ребенка вы замечаете негативные черты, помогите ему «исправиться». Как это сделать? Подумайте, чем вызвано такое поведение малыша, и постарайтесь устранить эти причины, учите ребенка выражать свои чувства словами.

Норвежский исследователь Хеннинг Рюе рекомендует родителям вести себя в таких случаях следующим образом:

• Показывайте ребенку, что вы понимаете его потребности, чувства и желания, но не принимаете и не одобряете его действий, которые, с вашей точки зрения, неправильны или неприемлемы. Не унижайте малыша, объясняйте ему, что вам не нравятся только его действия, а не он сам. Избегайте отрицательных оценок («нехороший ребенок», «глупый», «плохой мальчик») и выражайте свое отношение только к поступку малыша («это нехорошо», «это стыдно», «так не нужно поступать»).

• Выдерживайте выбранную вами линию поведения и показывайте ребенку, что вы никогда не одобрите его неправильные действия, даже если он будет протестовать.

• Повышайте самооценку малыша: приветствуйте его самостоятельность и независимость. Это можно сделать, позволив ребенку в определенных ситуациях сделать выбор: например, выбрать книжку для чтения, фрукты на десерт или игрушку.

Для формирования самосознания ребенка очень важна положительная оценка родителей. Если малыш чувствует, что родители его любят и ценят, самооценка ребенка будет положительной и он будет более послушным. постарайтесь, чтобы ваши отношения были более теплыми и дружескими.

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

1. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

2. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

3. Будьте терпеливы.

4. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

7. Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте все его действия).

8. Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

9. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.

10. Каждый день читайте ребенку.

11. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, «открытия».

12. Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…

13. Поощряйте любопытство.

14. Не скупитесь на похвалу.

                                                                             Радуйтесь Вашему малышу!

16 октября 2023 в 20:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.