Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны
Развитие познавательной сферы ребенка среднего дошкольного возраста, посредством использования кинезиологических игр и упражнений - выступление на родительском собрании в средних группах №1 и №2Всем нам взрослым известно, что в возрасте 4-5 лет происходит интенсивное развитие ребенка, как физическое, так и психологическое. Что же такое физическое развитие ребенка нам более или менее понятно, а вот что же такое психическое развитие? Психическое развитие – это есть некая познавательная сфера ребенка, в которую входят такие познавательные процессы как мышление, память, воображение, внимание, речь– все это можно назвать интеллектуальной сферой ребенка. Остановимся на познавательных процессах, составляющих психическое развитие более подробно. Мышление. Мышление в своем развитии в дошкольном возрасте проходит следующие этапы: 1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти. Сначала ребенок механически замещает одни предметы другими, затем предметы замещаются их образами и необходимость совершения практических действий с ними отпадает. Словесно-логическое мышление начинает свое развитие тогда, когда ребенок умеет оперировать словами и понимает логику рассуждений. В дошкольном возрасте начинают развиваться понятия. В 3–4 года ребенок использует слова, иногда не полностью понимая их значения, но со временем происходит смысловое осознание этих слов. Развитие понятий идет параллельно с развитием мышления и речи. Внимание. В этом возрасте оно непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. Ребенок фиксирует внимание на чем-либо или ком-либо только в течение того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес к человеку, предмету или происходящему. На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка, и рассуждения вслух. Память. В основном у всех детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, только у лингвистически или музыкально одаренных детей превалирует слуховая память. Развитие процессов памяти зависит также от интереса и мотивации ребенка к той или иной деятельности. Продуктивность запоминания у детей в игровой деятельности намного выше, чем вне игры. У многих детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита непосредственная и механическая память. Дети легко запоминают и воспроизводят виденное и слышанное, но при условии, что это вызвало у них интерес. Благодаря развитию этих видов памяти ребенок быстро совершенствует свою речь, научается пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируется в пространстве. Воображение. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в виде образов. Это могут быть впечатления от просмотра телепередачи, прочтения рассказа, сказки, непосредственного восприятия действительности. В образах обычно воспроизводятся те события, которые произвели на ребенка эмоциональное впечатление. Как видите, есть над, чем работать. В связи с этим актуальны будут 2 вопроса: Какая деятельность осуществляется в центре развития, которая бы способствовала развитию познавательной сферы ребенка? Соответственно, какая деятельность осуществляется или будет осуществляться в решении этой же проблемы, но уже на базе нашей группы? В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний: Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач. Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. Одним из видов обучения являются кинезиологические игры. Кинезиологические игры и упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, способствующее активизации мыслительной деятельности. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиологические игры и упражнения направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Эти упражнения помогают детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения, выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений, а также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. Я предлагаю вам самим попробовать выполнить несколько таких упражнений, которые вы потом можете самостоятельно использовать в совместных с ребенком играх. «Кулак – ребро – ладонь» Четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно. Ладошки вверх, Ладошки вниз, А теперь их на бочок И зажали в кулачок. «Лягушки» Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении. Две веселые лягушки Ни минутки не сидят Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. «Колечки» Соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного пальца, сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно. Пальчики соединяем И кольцо мы получаем: 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 Поздоровались пальцы опять! 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 Закрепили кольца – слова! Кинезиологические игры и упражнения улучшают мыслительную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания. Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания. В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе. Родители – гиды на пути познания Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье. Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие. Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность! Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями: · Как и с кем они разговаривают; · Как относятся к людям, к работе, к животным; · Чем увлекаются, что любят и не любят; · О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями. Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее. В нашем МБДОУ работает команда специалистов, готовых помочь родителям в поисках методов развития эмоциональной и познавательной сфер ребенка. У каждого взрослого свои представления о воспитании, которые почти всегда - результат определенного жизненного опыта, семейных традиций, образовательного уровня и просто характера, темперамента, личности взрослого. И тем не менее существуют основополагающие предпосылки правильного воспитания. Попробуйте не торопясь, предварительно обдумав, ответить на вопросы теста, используя ответы "да", "иногда", "нет". 1. Одинаковые ли у Вас с мужем (или женой) взгляды на воспитание детей? 2. Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность - главные принципы в воспитании ребенка? 3. Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа? 4. Если Ваш ребенок в чем-то серьезно, с Вашей точки зрения провинился, считаете ли Вы, что это - прямой результат неправильного воспитания? 5. Вы заняты чем-то важным по дому или работе - ребенок неожиданно предлагает Вам свою помощь. Примите ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени Вашу работу? 6. Часто ли Вы прибегаете в общении с ребенком к строгому и категорическому запрету? 7. Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребенка не меньше, чем родители? 8. Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: "Оставь меня в покое", "Я слишком устала", "Я занят", "Не отвлекай меня" и т.д. 9. Интересны ли Вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей? 10.Считаете ли Вы, что если возникли проблемы в воспитании ребенка, то нужно обратиться к детскому психологу? За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла. За ответ "иногда" - 1 балл. За отрицательный - 0 Вы набрали менее 6 очков: ваши знания и представления о воспитании имеют пробелы! Вам необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в Ваших познаниях о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно, Вам нужна помощь психолога. От 7 до 14 очков: Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить детям выходные, а в течение недели как бы Вы ни уставали после рабочего дня, хотя бы полчаса провести с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность. От 15 баллов и выше: Вы прекрасные родители и Ваши дети получают в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не успокаивайтесь на достигнутом - пределов совершенству нет, особенно в таком не простом деле, как воспитание детей. Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении вопросов. Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного вы узнали на собрании? 16 октября 2023 в 20:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.