Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста - выступление на родительском собрании во II младшей группе

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Оно представляет собой динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение соей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением.

Психологическое здоровье детей строится на таких компонентах, как:

· Положительном эмоциональном состоянии ребенка;

· На дозволенности ему самореализовываться и самоутверждаться;

· На развитии у ребенка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности;

·  На развитии и формировании эмпатии (что это такое – это научить ребенка сопереживать окружающим);

· Агрессивность;

· Страхи;

· Робость, застенчивость;

· Эмоциональная неустойчивость;

· Повышенная возбудимость.

Эти компоненты психологического здоровья обусловлены общим психологическим развитием, формированием новой системы психических процессов, где важное место занимает мышление и память. Ребенок дошкольного возраста способен не только наблюдать за реальными объектами, включать их в свою деятельность, но и устанавливать причинно – следственные связи, ориентироваться в окружающем его мире и планировать свои действия.

Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно – действенного к наглядно – образному (в основе лежит умственный образ или представление об объекте или явлении). Подобное развитие мышления, а также памяти дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д. Б. Эльконина, «проявляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли».

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, порассуждать о природе, других людях, о самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка – дошкольника.

Это далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. В становлении личности ребенка очень важна роль взрослых, которые окружают его (мамы, папы, бабушки и других). Научно доказано, что ребенок, лишенный тесного общения со взрослым, испытывает значительные затруднения в социальном развитии.

У каждого взрослого свои представления о воспитании, которые почти всегда - результат определенного жизненного опыта, семейных традиций, образовательного уровня и просто характера, темперамента, личности взрослого. И, тем не менее, существуют основополагающие предпосылки правильного воспитания. Попробуйте не торопясь, предварительно обдумав, ответить на вопросы теста, используя ответы "да", "иногда", "нет".

1. Одинаковые ли у Вас с мужем (или женой) взгляды на воспитание детей?

2. Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность - главные принципы в воспитании ребенка?

3. Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?

4. Если Ваш ребенок в чем-то серьезно, с Вашей точки зрения провинился, считаете ли Вы, что это - прямой результат неправильного воспитания?

5. Вы заняты чем-то важным по дому или работе - ребенок неожиданно предлагает Вам свою помощь. Примите ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени Вашу работу?

6. Часто ли Вы прибегаете в общении с ребенком к строгому и категорическому запрету?

7. Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребенка не меньше, чем родители?

8. Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: "Оставь меня в покое", "Я слишком устала", "Я занят", "Не отвлекай меня" и т.д.

9. Интересны ли Вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?

10.Считаете ли Вы, что если возникли проблемы в воспитании ребенка, то нужно обратиться к детскому психологу?

За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла.

За ответ "иногда" - 1 балл.

За отрицательный - 0

Вы набрали менее 6 очков: у Вас очень смутные представления о воспитании: необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в Ваших познаниях о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно Вам нужна помощь психолога.

От 7 до 14 очков: Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить детям выходные, а в течение недели как бы Вы ни уставали после рабочего дня, хотя бы полчаса провести с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность.

От 15 баллов и выше: Вы прекрасные родители и Ваши дети получают в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не успокаивайтесь на достигнутом - пределов совершенству нет, особенно в таком не простом деле, как воспитание детей.

Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научиться понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всем поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

А для того, чтобы проверить психологическое здоровье вашего ребенка и понять, как же он чувствует себя в детском саду, мы с вами выполним следующее задание, которое называется «Дерево настроения». Перед вами находятся кружки разного цвета. Вам нужно будет определить, с каким настроением ваш ребенок идет в детский сад:

- весёлое, радостное;

- спокойное, уравновешенное;

- грустное, тревожное и нарисовать соответствующую эмоцию на кружке любого цвета. А затем нужно определить, с каким настроением Вы ведете своего ребенка  каждое утро в сад. После этого мы определим, совпадают ли ваши настроения или нет. Кто из вас чувствует себя комфортнее.

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении вопросов.

Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы?

Что полезного вы узнали на собрании?

16 октября 2023 в 20:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.