Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Интеллектуальная викторина экологической направленности «Знатоки природы» для детей средних групп

Цель: развитие познавательной активности, внимания, мышления; закрепление и уточнение знаний детей о природе; обобщение знаний детей, направленных на охрану и защиту природы.

Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о животном и растительном мире, формировать элементы экологического сознания.
Развивающие: развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, формировать заботливое отношение к ней.

Оборудование: музыкальная фонограмма, карточки с изображением диких животных, полевых цветов, птиц, фруктов (по 5 штук каждого вида), тарелочки с кусочками овощей и фруктов, 2 стола, бумага и цветные карандаши, корзиночки с «мусором», медали.

Предварительная работа: беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; дидактические игры “Что лишнее”, “Волшебный мешочек”; чтение рассказов и стихотворений русских писателей о животных и природе, просмотр иллюстраций с изображением различных видов животных, птиц, фруктов и цветов.

f00f295673a1699004365d59.jpg

План

1.  «Представление команд»

2. «Разминка»

3. Конкурс «Кто куда?»

Игра малой подвижности со всеми участниками «Летает - не летает»

4. Конкурс «Лесной концерт»

5. Конкурс капитанов «Вкусняшка»

6. Конкурс «Юный художник».

Игра со всеми участниками викторины «Да и нет»

Музыкальная пауза «Танец Божьих коровок»

7. Конкурс  «Отгадай мой домик»

8. Конкурс «Собери мусор»

Музыкальная пауза

Подведение итогов викторины

Ход викторины

Под музыку дети входят в зал и становятся полукругом.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча, у нас викторина, посвященная природе. Ведь природа – это богатство человечества! Ее необходимо беречь, как жизнь человека. Каждое животное или насекомое на земле нужное и полезное.

Уважаемые участники – прослушайте наши простые правила викторины:

· Вопрос или задание надо выслушивать до конца.

· Не подсказывать отвечающему.

· Кто знает ответ – поднять руку.

· Если дети из одной команды не знают ответа, то на этот же вопрос отвечают дети другой команды.

· Каждый правильный ответ будет оцениваться жюри.

После проведения викторины мы подсчитаем количество баллов и определим победителя. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри в составе:

главные экологи нашего детского сада Полетаева Оксана Николаевна и Давыдкина Любовь Александровна.
У нас есть две команды. Давайте, поприветствуем друг друга. Я объявляю нашу викторину открытой!

1. И первое задание «Представление команд».

Каждую команду представляет капитан, а вся команда говорит девиз.
2. «Разминка» (состоит из вопросов и загадок)

Нужно - правильно ответить на вопросы:

1. Какое растение может нас обжечь? – Крапива.

2. Новогоднее дерево?  - Елка.

3. Время года, когда просыпается природа? – Весна.

4. Как называется жилище медведя? – Берлога.

А теперь загадки


1. На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

2. Посмотрите-ка, какая —

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

3. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж) 

4. Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

3. Конкурс «Кто куда?»

Всем участникам викторины раздаются картинки с изображением различных видов животных, птиц, фруктов и цветов. Задача игроков определить, что изображено на карточке и занять соответствующее место в зале.

Игра малой подвижности «Летает - не летает»

Пока жюри подводит итоги первых трёх конкурсов, я предлагаю сделать небольшую паузу и поиграть в игру «Летает - не летает»: я буду называть птиц и зверей, а вы должны поднимать руки вверх – если они летают или

потопать ногами – если не летают. В этой игре принимают участие не только команды, но и болельщики из зала. Задание понятно? Тогда начнем  - волк, заяц, воробей, кабан, сорока, грач, еж, дятел, лось, лиса, синичка, белка, медведь, ворона, галка, обезьяна, голубь, дрозд, слон, бегемот, журавль, кукушка, тигр, лев, ласточка, крокодил, скворец, орел.

Оглашение промежуточных результатов жюри.

4. Конкурс «Лесной концерт». Лес – это родной дом растений, птиц, животных.Я буду называть лесных артистов, а вы называете то слово, которым они «говорят», например, пчела что делает? (жужжит).

Лягушка – … квакает
Кукушка – … кукует
Ворона – … каркает
Змея – … шипит
Еж – … фыркает
Волк – … воет

5. Конкурс капитанов «Вкусняшка».  Я приглашаю подойти ко мне капитанов команд (завязываем глаза). На тарелочках перед вами кусочки различных овощей и фруктов. Вы должны определить по вкусу, что это: овощ или фрукт, и как называется?

1 — яблоко

2 — груша

3 — огурец

4 — капуста

6. Конкурс «Юный художник». Мы убедились, что каждый из вас является знатоком природы. А умеете ли вы её рисовать?

– Сегодня вы будете рисовать родную природу. Хочу заметить, что это задание выполняется не на время – кто быстрее, а на точность. Рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует траву (внизу листа), 2 участник – солнышко (сверху), 3 участник – одно облако (на небе), 4 участник – второе облако (рядом с первым), 5 участник – дерево ( в центре листа), 6 участник – яблоки на дереве,  7 участник – один цветок рядом с деревом, 8 участник – ещё один цветок (с другой стороны от дерева), 9 участник рисует гриб (рядом с цветком), 10 участник - лужицу. (Листки и цветные карандаши лежат на столах).

Во время выполнения задания звучит музыка.

– А сейчас жюри оценит, кто справился с заданием.

Игра «Да и нет»

Пока жюри подводит итоги четвертого, пятого и шестого конкурсов, я предлагаю сделать небольшую паузу и поиграть в игру. Дорогие участники викторины и болельщики, мало просто любить природу нашей Земли, нужно правильно о ней заботиться. То есть выполнять определенные правила! Вот я сейчас и посмотрю, известны ли вам эти правила.

Я по очереди буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

· Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

· Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

· Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

· Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

· Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

· Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

· Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

· Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Музыкальная пауза «Танец Божьих коровок»

Оглашение промежуточных результатов жюри.

7. Конкурс  «Отгадай мой домик»

Где живет медведь? (берлога)

А как называется жилище мыши? (норка)

Где живет корова? (коровник)

Как называется жилище волка? (логово)

Как называется домик белки? (дупло)

А какой домик у собаки? (конура)

(вопросы задавать по очереди)

8. Конкурс «Собери мусор». Хорошо. Теперь и наши гости тоже знают эти правила поведения.Но пока мы с вами играли, кто – то у нас намусорил. Ой-ой-ой, что же делать. Нам нужно собрать фантики. Я выберу по одному человеку из каждой команды, кто быстрее соберет, тот и победит в этом конкурсе.Раз-два-три – фантики собери!

Музыкальная пауза

Ведущий: «Ну вот, со всеми заданиями ребята справились! Молодцы! »

А теперь, пока члены жюри подводят окончательные итоги нашей викторины,  давайте вспомним правила поведения в природе.

1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь, испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай.
3. Никогда не забывай мусор с травки убирать.
4. Зря цветы не надо рвать.
5. Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.
6. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
7. Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой бить.
8. Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

Наша викторина подошла к концу и мы ждем оглашения результатов.

Подведение итогов игры. Победители награждаются медалями.

16 октября 2023 в 20:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.