Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Тренинг коммуникативных умений для педагогов

Примерная структура занятий

 

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

 

Приветствие

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность

Определенные ритуалы

Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу

Начало работы

5 — 10 мин

Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают)

Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием

Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства

Разминка

5 — 10 мин

1. Объединение, сплочение группы

2. Развитие межличностных связей

3. Включение в совместную деятельность

Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами

1. Обозначение правил и границ

2. Обеспечение безопасности участников.

Работа по теме

30 мин

Задачи соответствуют теме занятия

Самые разнообразные формы активности (игры, упражнения,  дискуссии, и т.д.)

1. Дать определенную информацию в доступной форме.

2. Предоставить возможность выразить свои чувства

3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации

Рефлексия

10 — 15 мин

Поделиться впечатлениями

Монолог каждого участника тренинга

Эмоциональная поддержка

Завершение занятия

1мин

1. Возможность выплеснуть накопившееся напряжение

2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии

Подвижные и/или релаксационные игры

Обеспечение безопасности участников

Прощание

Обозначить конец занятия

Определенные ритуалы

Эмоциональная поддержка

Занятие №1.

Цель: сплочение коллектива, создание особой атмосферы взаимодействия участников, создание группового доверия и принятия.

Упражнение 1. «Приветствие».

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

f00f295673a1697907212d38.jpg

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

2. Список качеств, важных для общения.
Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.
Инструкция: "На первом этапе (5 минут) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, тем интереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним словом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.
На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на доске (табло) или большом листе бумаги.
На третьем этапе каждый участник записывает в свой листок только что составленный общий список качеств, важных для общения. Он может иметь следующий вид:
Список качеств, важных для общения:

· Умение слушать;

· Тактичность;

· Умение убеждать;

· Интуиция;

· Наблюдательность;

· Душевность;

· Энергичность;

· Открытость.

Затем каждый из участников по 10-бальной шкале оценивает наличие у себя, перечисленных качеств".

3. Упражнение «Испорченный телефон»

Передать по кругу, говоря друг другу на ушко, следующую информацию:

На реке камыши,

Разыгрались там ерши,

Круг побольше, круг поменьше,

Круг совсем малыши.

Информация передаётся один раз.

4. "Дар убеждения"
Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).
Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

 5. "Геометрические фигуры"
За определенное время нужно построить геометрическую фигуру из всех участников группы.
Прямоугольник – за 12 сек
Квадрат – за 10 секунд
Треугольник – за 8 секунд
Ромб – за 6 секунд
Круг – за 3 секунды.


6. Игра «Авиадиспетчеры».

Инструкция: «В игре участвуют по 4 человека: три авиадиспетчера и пилот (см. схемы). Авиадиспетчеры располагаются спиной к лётному пространству.  Пилот с самолётом ставится на противоположной стороне – на аэродроме. В небе размещаются  «грозовые тучи» (стулья, столы). Авиадиспетчеры по очереди направляют самолёт в аэропорт с помощью команд: «Шаг вперёд, шаг вправо, шаг влево, шаг назад, поворот направо и налево». Если пилот может выполнить команду, он отвечает «Есть». Если не может, отвечает «Бим».

Игра проводится два раза.  На втором этапе игры авиадиспетчеры меняются, ими становятся зрители, которые видели как стоял пилот в первый раз. Пилот ставится спиной к авиадиспетчерам, т.е в обратную сторону, меняется «облачность».

Комментарии. Обычно группа не справляется со вторым вариантом, т.к. мешает сформировавшаяся запрограммированность относительно расположения пилота. Спустя 3 – 5 минут можно остановить диспетчеров и попросить каждого показать как, по их мнению, стоял пилот. Когда все диспетчеры ответят, спросить, на основании чего они решили, что пилот стоял именно в этом направлении. Обсудить как была сформирована запрограммированность.

7. Синяя птица

Однажды синяя птица неожиданно влетает в окно ва­шей комнаты и попадает в ловушку. Что-то в этой заблудившейся птице привлекает вас, и вы решаете оста­вить ее у себя. Но, к вашему удивлению, на следующий день птица меняет цвет с синего на желтый! Эта очень необычная птица меняет цвет каждую ночь — на утро третьего дня она ярко-красная, а на четвертый день она становится совершенно черной. Какого цвета птица, когда вы просыпаетесь на пятый день?

1.  Птица не меняет цвет; она остается черной.

2.  Птица возвращается к своему изначальному синему цвету.

3.  Птица становится белой.

4.  Птица становится золотой.

Ключ к тесту «Синяя птица»

Птица, которая влетела в пашу комнату, кажется сим­волом удачи, но неожиданно она меняет цвет, за­ставляя вас беспокоиться о том, что счастье будет непро­должительным. Ваша реакция на эту ситуацию демонс­трирует то, как вы реагируете на трудности и неопреде­ленность в реальной жизни.

1. Те, кто сказали, что птица осталась черной, смотрят на жизнь пессимистически.

Вы склонны полагать, что, если ситуация однажды ухуд­шилась, то она никогда уже снова не нормализуется? Мо­жет быть, вам необходимо попробовать думать в таком ключе: если все так плохо, то хуже уже не будет. Помните, нет дождя, который не закончился бы, и нет ночи, после которой не наступил бы рассвет.

2. Те, кто сказали, что птица снова стала синей, практич­ные оптимисты.

Вы верите в то, что жизнь — это смесь хорошего и пло­хого и что не стоит бороться с этой реальностью. Вы принимаете неприятности спокойно и позволяете вещам идти своим чередом без излишнего беспокойства и стрес­са. Этот взгляд позволяет вам благополучно переносить волны бедствий и не давать им унести себя.

3. Те, кто ответили, что птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно.

Вы не тратите время на волнения и нерешительность, даже когда развивается кризис. Если ситуация становится слишком скверной, вы чувствуете, что лучше вовремя прекратить это невыгодное дело и поискать другой путь к своей цели, чем увязнуть в никому не нужном горе. Этот подход означает, что все, вроде бы, происходит естествен­ным образом и по-вашему.

4.  Тех, кто сказал, что птица стала золотой, можно опи­сать словом «бесстрашный».

Вы не знаете, что такое давление. Для вас каждый кри­зис — это благоприятная возможность. Вас можно срав­нить с Наполеоном, который сказал: «...Невозможно — это не французское слово». Но будьте осторожны, не дай­те своей безграничной уверенности взять над вами верх. Грань между бесстрашием и безрассудностью очень тонкая.

 8. "Дружественная ладошка"
На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает своё имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).

Занятие №2

Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирование готовности к общению, формирование опыта присвоения различных ролей, развитие навыка смены эмоций при вхождении в роль.

1. "Похвали себя"
Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными.

2. "Аборигены и инопланетяне"
Группа делится пополам. Первая подгруппа выходит за двери, вторая рассаживается на стульях полукругом. Это аборигены. Вышедшие за двери, – инопланетяне, которым надо вступить в контакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете. Аборигены плохо знают язык и могут отвечать только односложно. Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях общения аборигенов.
Инструкция для аборигенов: "Когда инопланетяне выйдут за дверь: "Кивок головой, обозначает "нет". Слово "нет" обозначает "да". Слова "да" в речи – "нет". Если в вопросе содержится слово "любовь", "любить", то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая "класс".
Входят инопланетяне, садятся напротив. Время на вопросы-ответы 10 – минут. Когда время истекло, инопланетяне рассказывают, о чем они узнали от аборигенов и об особенностях их общения.
По окончании игры сесть в общий круг через одного и отрефлексировать.

3. "Искусство достойного отказа"
У участников спрашивают, часто ли и при каких обстоятельствах в повседневной жизни им приходится говорить "нет" и всегда ли это легко. При каких обстоятельствах, в каком окружении это сделать труднее? Затем на темы, предложенные самими участниками (ситуации отказа, которые вызывают трудности) разыгрываются сценки.
Обсуждение: Совместно с группой вырабатываются приемлемые правила достойного отказа:

· твердо, но доброжелательно и спокойно говорить "нет", не вступая в препирательства, споры;

· соглашаться с доводами, но при этом стоять на своем;

· мягко прекратить разговор;

· привести собеседнику свои аргументы;

· предложить компромисс…

4. «Напиши и покажи»

Часть участников – зрители, остальные выходят за дверь. Первый участник входит в зал и читает задание, написанное на листе, а второй смотрит на то, как его коллега  изобразит без слов, используя мимику и жесты, то о чем он прочитал. Задача второго участника написать, что он понял из увиденного и показать следующему входящему в зал игроку.

f00f295673a1697907257d53.jpg

5. "Акулы"
Материалы: два листа бумаги. Участники делятся на две команды. Всем предлагается вообразить себя в ситуации, когда корабль, на котором они плыли, потерпел крушение, и все находятся в открытом океане. Но в океане есть один островок, на котором можно спастись от акул (Каждая команда имеет свой "островок" – лист бумаги, на котором в начале игры могут поместиться все участники команды).
Капитан (ведущий), увидев "акулу", должен крикнуть "Акула!" Задача участников – быстро попасть на свой островок
После этого игра продолжается – люди покидают остров до следующей опасности. В это время ведущий уменьшает лист бумаги наполовину.
По второй команде "Акула!" задача игроков –быстро попасть на остров и при этом "сохранить" наибольшее количество людей. Тот, кто не смог оказаться на "острове", выходит из игры. Игра продолжается: "остров" покидается до следующей команды. В это время лист бумаги уменьшается еще наполовину. По команде "Акула!" задача игроков остается той же. По окончании игры результаты сравниваются: в какой команде осталось больше участников и почему.
6.  "Геометрические фигуры"
За определенное время нужно построить геометрическую фигуру из всех участников группы.
Прямоугольник – за 12 сек
Квадрат – за 10 секунд
Треугольник – за 8 секунд
Ромб – за 6 секунд
Круг – за 3 секунды.

7. "Я в тебе уверен"
Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: "Я уверен, что ты…" (например: я уверен, что ты не скажешь обо мне плохо).

8. Тест «Картинки с выставки».

Весьма неплохо изредка делать перерывы в споем плот­ном трудовом графике и лично соприкоснуться с ми­ром искусства. Некоторые из нас идут на концерты или спектакли, некоторые танцуют или играют на музыкаль­ном инструменте, другие пробуют свои силы в различных ремеслах. И, конечно же, всегда существует возможность пойти в музей...

Вы стоите перед картиной в музее, руки заложили за спину и изо всех сил стараетесь проникнуть в замысел художника, как вдруг совершенно незнакомый вам чело­век подходит и что-то вам говорит. Что из нижеследую­щего говорит вам незнакомец?

1. «Не правда ли, эта картина прекрасна?»

2. «Что вы думаете об этой картине?»

3. «Извините, у вас есть время?»

4. «Вы знаете, я и сам художник».

Ключ к тесту  «Картинки с выставки»

Когда с вами неожиданно заговаривает незнакомец, всегда возникает смешанное чувство опасения и ожи­дания. В этом вымышленном сценарии слова, которые произносит незнакомец! на самом деле отражают то, как вы реагируете на случайные и неслучайные встречи с дру­гими людьми. Ваши ответы раскрывают, какое впечатле­ние вы производите, когда впервые встречаетесь с чело­веком.

1. « Не правда ли, эта картина прекрасна?» Ваш дружес­твенный и позитивный характер производит великолеп­ное впечатление практически на каждого, с кем вы встре­чаетесь. Единственной вашей заботой должно быть то, чего люди могут вначале не воспринять вас всерьез.

2. Что вы думаете об этой картине?» Вы относитесь к тому типу людей, который любит выяснять темперамент другого человека прежде, чем приступить к общению, Люди могут почувствовать вашу нерешительность, и это может повлиять на их реакцию. При своем осмотритель­ном подходе вы никогда никому не наступите на ногу, но можете закончить тем, что будете жить на чужих условиях.

3. «Извините, у вас есть время?» Половина людей вос­принимает вас как вполне нормального человека, но для другой половины вы выглядите немного странным. При первой встрече создается впечатление, что вы живете в своем собственном ритме и являетесь личностью, кото­рую некоторые могут назвать эксцентричной. Вы не при­даете большого значения тому, что другие могут думать или чувствовать. Плохо это или хорошо, но в этом заклю­чается ваш секрет.

4. «Вы знаете, я и сам художник». Впервые встретив кого-либо, вы производите впечатление человека не­сколько нервного и чересчур активного. Может быть, вы слишком сильно стараетесь понравиться, но, чем сильнее вы стараетесь, тем худшее впечатление производите. Не беспокойтесь так сильно о том, чтобы люди думали о вас хорошо, — вы понравитесь им больше, если просто рас­слабитесь.

9. Рефлексия.

Занятие №3

Цель: осознание и принятие своих чувств, анализ воздействия на человека позитивных и негативных чувств, освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения.

1. "Комплимент"
Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.

2. «Поздороваться за руку»

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

3. «Имена»

Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя. Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.

4.  «Мы идем в поход»

Вы говорите педагогам: «я еду на север (юг, запад и т.п.) и хочу, чтобы вы все поехали со мной. Сейчас я буду называть вещи, которые я возьму с собой, а вы попробуйте понять логику и назвать вещь, которую возьмете вы. Если догадаетесь, я возьму вас с собой». Логика проста: каждый должен взять вещь, название которой начинается с первой буквы его имени. Т.е. Ваня возьмет валенки, ватман, вымпел и т.п. Маша - мартышку, морковку, Мерседес и т.п.

Я беру: очки, ослика, острый нож.

5. Да – нет – да

Из зала вызывается три педагога. Ведущий оставляет себе одного участника. А остальных уводят, чтобы они не подслушивали и не подглядывали. С оставшимся участником договариваются, что он будет отвечать на вопрос в последовательности "Да" _ "Нет" _ "Да". И так три раза на три ответа.

Ведущий задает такие вопросы:

Ты знаешь, что это?

Ты знаешь, для чего это?

А хочешь узнать?

В первой серии ведущий показывает на ладонь, и после согласия узнать, для чего она нужна, пожимает ладонь участника. Во второй серии ведущий показывает на плечо и после 3-го ответа нежно обнимает за плечо участника. В третьей серии ведущий показывает на губы и после 3-го ответа, вытягивает свои губы к участнику как бы хочет поцеловать, и потом играет на губе как маленький. После ведущий садится в зал, а на его место встает 1-й участник. И для него вызывается второй участник. Так по очереди проходят все участники.

6. Упражнение «Кого не хватает?»
Ведущий. Замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то? Я хочу сыграть с вами в такую игру: один из вас будет прятаться, а остальные – отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза и, пока никто этого не видит, тихо прикоснусь к плечу одного из вас. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...

7. Тест «Под небом голубым».

Представьте себе чистое голубое небо без единого об­лачка. Одна только мысль об этом должна хоть не­много улучшить ваше настроение. Теперь окиньте глаза­ми сознания окружающий ландшафт. Какая из перечис­ленных ниже картин выглядит для вас наиболее успокаи­вающей и расслабляющей?

1. Белая заснеженная равнина.

2.  Голубой морской простор,

3. Покрытые зеленью горы.

4.  Поле, поросшее желтыми цветами.

Ключ к тесту  «Под небом голубым»

Голубой цвет обладает способностью успокаивать душу. Даже если вы просто представите себе некую картину в голубых тонах, то почувствуете, как ваш пульс замедля­ется, а дыхание становится более глубоким. Другие цвета также имеют определенное значение. Картина, которую вы нарисовали в своем сознании, раскрывает ваш скры­тый талант, обретающийся в глубинах вашего спокойного сознания.

1. Белая заснеженная равнина.

Вы наделены особой восприимчивостью, которая по­зволяет вам с одного взгляда понимать ситуации и распу­тывать сложные проблемы,  без каких-либо доказательства или объяснений. Вы обладаете всем необходимым для того, чтобы быть проницательным и решительным чело­веком, и даже немного провидцем. Доверяйте своей ин­туиции; она всегда будет вести вас в правильном направ­лении.

2. Голубой морской простор.

У вас есть природный талант к межличностным вза­имоотношениям. Люди уважают вашу способность об­щаться с другими и то, как вы помогаете людям различ­ных групп объединяться вместе. Одним своим присут­ствием вы помогаете другим работать более спокойно и эффективно, что делает вас бесценным членом любого проекта или любой команды. Когда вы говорите: «Хоро­шая работа. Продолжайте в том же духе», люди знают, что вы на самом деле так считаете. И для них это приобретает еще большее значение.

3. Покрытые зеленью горы.

Вы обладаете даром экспрессивного общения. Похо­же, вы всегда можете подобрать нужные слова, чтобы выразить то, что вы чувствуете, и люди очень скоро на­чинают осознавать, что они чувствовали в точности то же самое. Говорят, разделенная радость преумножается, раз­деленная грусть уменьшается. Похоже, вы всегда в состо­янии помочь другим найти правильную сторону этого уравнения.

4. Поле, поросшее желтыми цветами.

Вы кладезь знаний и творчества, переполненный идеями и обладающий практически бесконечным потенциалом. Оставайтесь в гармонии с другими людьми и никогда не прекращайте работать над воплощением своей мечты, и тогда не будет ничего, чего бы вы не смогли достичь.

8. Солнышко.

Каждый рисует на листке солнышко с лучиками и прикалывает его булавкой на спину. Затем все ходят и пишут качества этого человека на его солнышке.

f00f295673a1697907383d87.jpg

 Упражнение заканчивается обсуждением:

f00f295673a1697907412d53.jpg

- Что было приятнее делать: высказываться о других людях или читать, что думают о тебе?

- Легко ли далось выполнение этого задания?

- С какими трудностями пришлось столкнуться?

- Какое настроение у каждого члена группы, после прочтения высказываний?

9. Рефлексия занятия.

Занятие №4.

Цель: прорабатывание путей достижения взаимопонимания, совершенствование навыков сотрудничества, включение в работу, развитие взаимопонимания в группе, снятие накопившегося напряжения.

  1. Разминка «Поиск сокровищ».

Участники записывают по три увлечения, не связанных с работой (футбол, сад/огород, животные, музыка), а затем необходимо найти в группе 2-3 человек с такими же увлечениями.

  1. На что похоже мое настроение.

Каждый участник рисует свое настроение, затем передает рисунок соседу, который должен угадать, какое настроение у коллеги.

  1. Разговор со сменой позиций.

Участники делятся на три группы: «Мечтатель», «Скептик», «Реалист». Каждая группа выбирает любую актуальную проблему и обсуждает ее с позиции роли. На следующем этапе участники обсуждают тему с позиции другой роли. Все должны побывать во всех трех ролях. Затем  все делятся своими впечатлениями.

f00f295673a1697907540d75.jpg

  1. Тест «Вы всего лишь человек».

Не могу и это поверить! Как я мог сделать такую глу­пость?» У всех нас слишком часто возникают поводы произнести эти слова. Подгоревший тост, кофейные пят­на на документах, не услышанный звонок будильника, ушибленные пальцы на ногах, задетые дверные косяки — это в человеческой природе, делать иногда все совершен­но невпопад. Никто не совершенен, и каждый из нас до­казывает это каждый день. Вспомните это в следующий раз, когда испытаете искушение посмеяться над ошибка­ми других людей. В конце концов, кто знает, когда насту­пит ваш черед прийти на работу в разных носках.

Вы идете по улице, думаете о чем-то своем и вдруг натыкаетесь па мусорный бак и опрокидываете его. Что выпадает из-под крышки этого мусорного бака.

1.  Ничего не выпадает — бак пуст.

2.  На улицу вываливается груда разносортного неупако­ванного мусора.

3.  Яблочные огрызки, обглоданные куриные косточки и прочие объедки.

4.  Хорошо связанный черный пластиковый мусорный мешок.

Ключ к тесту  «Вы всего лишь человек»

По рассеянности вы опрокинули мусорный бак, в ре­зультате чего все то, что было аккуратно спрятано, вывалилось наружу на обозрение всему миру. Ваше пред­ставление о содержимом мусорного бака раскрывает те вещи внутри вас, которые вы стараетесь скрыть от посто­роннего взгляда.

1. Ничего не выпадает — бак пуст.

Люди, которые дали такой ответ, стараются жить без хвастовства, не выставляясь напоказ. Что видишь — то и имеешь. Именно эта простота придает им очарование.

2.  На улицу вываливается груда разносортного неупако­ванного мусора.

Те из вас, кто сказал, что бак был полон разносортного неупакованного мусора, со стороны могут казаться пря­мыми и откровенными людьми, но на самом деле у них внутри скопилась целая куча невыраженных чувств. Внешне эти чувства проявляются лишь как общая не­удовлетворенность, но если вы хорошенько подумаете об этом, то не было ли моментов, когда вы сдерживали себя, чтобы не сказать то, что вы на самом деле чувствовали.

3. Яблочные огрызки, обглоданные куриные косточки и прочие объедки.

Люди, которые представили себе груду кухонных от­ходов, подавляют свои аппетиты и естественное желание есть. Возможно, вы на диете. Или пытаетесь экономить деньги, сокращая свои расходы на еду. Какова бы ни была причина, она вам дорого стоит. Нет необходимости впа­дать в крайности, но вполне вероятно, что вечер, прове­денный с друзьями в ресторане, пойдет вам на пользу,

4. Хорошо связанный черный пластиковый мусорный мешок.

Люди, которые увидели хорошо связанный мусорный мешок, обладают сильным самоконтролем. Возможно, слишком сильным. Вы ненавидите показывать свою сла­бость или жаловаться — ваша гордость не позволяет вам этого. Но позволить другим узнать, что вы на самом деле чувствуете, — это отнюдь не признак слабости. Ослабьте веревки, стягивающие мешок, и впустите туда немного воздуха, пока мусор не сгнил и не начал вонять.

  1. Комплименты.

Все участники образуют два круга, стоя лицом друг к другу и образуя пару. Партнер из внешнего круга говорит стоящему напротив коллеге комплимент. Тот внимательно выслушивает и добавляет: «Да, конечно, но кроме того я еще...» (называет то, что он в себе ценит. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и образуют новые пары. Выполнив упражнение участники делятся впечатлениями, какие чувства они испытали.

f00f295673a1697908089d78.jpg

  1. Упражнение «Тарелка с водой».

Задание: группа  участников, молча с закрытыми глазами,  передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1.Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

7.  Упражнение "Молва".
Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
После выполнения этого задания участниками ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации. Этот факт желательно обсудить со всеми участниками тренинга.
Возможная история для игры "Молва":
"Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. "Притворись, что ты мой ребенок", – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: "Они здесь!", и вся милиция побежала в нашу сторону. "Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном". "Как его зовут?", – спросил милиционер. "Его зовут Сергей", – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: "Его зовут Коля". Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией".
Обсуждение:С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)? Что происходит с общением людей в случае искажения информации? С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?

8.  Упражнение "Чувствительность к группе".

Выбираются 2 человека, которые уходят за дверь. Остальные участники разбиваются на тройки, которые будут изображать желание принять к себе ушедших участников. Вышедшие должны определить, какая из групп хочет их принять.

  1. Рефлексия занятия.

Занятие№5.

Цель: формирование умения конструктивного способа избавления от обиды, умение признавать свою обиду и высказывать ее, прислушиваться к состоянию другого человека, снятие психоэмоционального напряжения.

  1. «Комплимент».

Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.

  1. Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…».

Участникам предлагается на отдельных листах написать:

Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще. Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе их не делать. Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.

По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

  1. Упражнение «Мне обидно, когда…».

Участники пишут на листочках фразу, начинающуюся словами: «Мне обидно, когда…» и заканчивают предложение, обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою обиду. Далее участникам предлагается изобразить свою обиду.

  1. Игра – обсуждение «На что похожа обида».

Каждый участник по кругу говорит «Моя обида похожа на…» и изображает. Следующий продолжает, говоря «Обида (имя предыдущего участника) похожа на…, а моя обида похожа на…» и тоже изображает. Далее по принципу снежного кома.

f00f295673a1697907625d75.jpg

  1. Упражнение «Мусорное ведро».

Ведущий предлагает скомкать листочки с предложениями «Мне обидно, когда…», и выбросить в мусорное ведро со словами «Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна».

  1. Релаксация «Сказочный лес».

- Расслабьтесь, направьте внимание на дыхание, дышите ровно и спокойно. Закройте глаза. Представьте себе летний день, вы идете по сказочному, заколдованному лесу. Деревья – это ваши друзья. Родные, любимые вами люди. Вы улыбаетесь им, приветливо машете рукой, и они вам отвечают, приветствуя вас шелестом листьев. И вам тоже очень хочется превратиться в какое – нибудь дерево, чтобы лучше понять своих друзей.

Представьте себе, что вы – дерево: кто - дуб, кто – береза, кто - клен, кто - рябина. Вы высоко к солнцу протянули свои руки – ветки, на которых шевелятся листья – пальцы. Легкокрылый ветер ласкает ваши листья – пальцы, и они шелестят нежно и трепетно. Почувствуйте, как сверху в вас, через раскрытые ладони и пальцы, начинает вливаться энергия. Энергия солнца – огонь, энергия воздуха – прохлада.

Почувствуйте, как струи этой энергии движутся по вашим кистям, вниз, по всему телу. Вот ветер чуть усилился. Пришли в движение ваши руки – ветки и вот уже слегка качается ваш ствол. Почувствуйте, как прочно вы стоите на ногах, вы уверены в себе. Ветер стихает…

Вы чувствуете свои ноги – корни. Ноги – корни впитывают живительную силу земли – матушки. Вдыхайте всей своей кроной аромат ветра. Впитывайте соки и силы земли. Наполняйтесь энергией ласкового солнца. Тянитесь к солнцу, тянитесь. Ощущайте мощную неукротимую силу во всем теле. Силу, вдохновение, радость. Пошлите свою любовь всем своим друзьям и близким. Они вас очень любят. Почувствуйте прилив энергии, который идет от них. Медленно откройте глаза. Потянитесь. Встряхните кистями рук.

По окончание сеанса релаксации каждый рассказывает о своих ощущениях и впечатлениях. Кто каким деревом себя представлял. Было ли ощущение тепла и прилив энергии.

Занятие №6.

Цель: развитие умения пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации, осознание и передача переживаемых эмоций; способствование созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на радостных эмоциях.

  1. Приветствие «Я люблю себя за…»

Каждый участник приветствует всех членов группы и называет те качества своей личности, за которые он себя любит.

f00f295673a1697907724d95.jpg

  1. Упражнение «Мой любимый цвет».

Названия разных цветов предварительно разложены на стульях. Участникам предлагается подойти к тому стулу, на котором лежит их любимый цвет. Когда участники поделятся на группы, они знакомятся с символикой цвета.

Положительное

Цвет

Отрицательное

Любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение.

Красный

Агрессия, ненависть, опасность.

Разум, дисциплина, порядок, верность.

Синий

Безумие, иррациональность.

Открытость, активность, свобода, слава, сила.

Желтый

Ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред.

Зрелость личности, радость, энергия, сила.

Оранжевый

Вытесняет другие цвета, страсть борьбы и войны.

Витальное начало, рост, надежда.

Зеленый

Яд, болезнь, незрелость.

Равновесие, мистика, колдовские чары, сокровенное знание, покаяние.

Фиолетовый

Внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия.

Материнство, плодородие, земля.

Коричневый

Грязь, гной.

Достоинство, торжественность.

Черный

Смерть, траур, грех.

Чистота, гармония.

Белый

Привидение, траур.

Спокойствие.

Серый

Неясность, туман, депрессия

  1. Обсуждение в группах.

После того, как участники поделились на группы (по цветам), им дается задание ответить на ряд вопросов:

  1. Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми?
  2. Что нас раздражает?
  3. Что, как правило, хорошо получается, чему мы можем научить?
  4. Что получается с трудом, плохо, без «искорки»?
  5. Почему без нас детям плохо?

Каждая команда, по очереди, озвучивает свои ответы. Затем все приступают к обсуждению того, о чем говорить легче: о положительных качествах или о том, что не получается?

  1. Игра «Пчелы и Змеи».

Перед началом игры нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хотят стать пчелами, отходят к окну, а те, кто хотят играть в команде змей, подходят к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля..

Правила игры: Оба короля выходят за дверь и ждут, пока их позовут. Затем ведущий прячет два предмета, а короли должны их отыскать. Причем король пчел должен найти мед (например, губку), а змеиный король должен отыскать ящерицу (например, карандаш). Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенные звуки. Все пчелы будут жужжать: жжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи помогают своему королю шипением: шшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.

После объяснения правил игры короли выходят за дверь, пчелы и змеи рассаживаются по своим местам. Необходимо помнить, что во время этой игры никто не имеет право ничего говорить. Побеждает та группа, чей король быстрее нашел свой предмет.

После игры можно провести анализ:

Твоя группа хорошо помогала королю?

Как вы взаимодействовали друг с другом?

Как ты чувствовал себя в роли короля?

Что для тебя было самым трудным в этой роли?

Ты остался доволен своими подданными?

Как вы считаете, губку и карандаш искать одинаково легко?

  1. Упражнение «Большая семейная фотография».

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр».

  1. Упражнение «Разговор руками».

Участники игры садятся парами друг против друга с завязанными глазами. Все рассаживаются так, чтобы партнеры не знали друг друга.

Руками нужно:

 - поздороваться;

- поссориться;

- помириться;

- попрощаться.

После этого повязка снимается, и партнеры обмениваются впечатлениями.

7. Упражнение «Доверительное падение».

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

8. Рефлексия «Мне сегодня…»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…», и ответить на вопрос «Оправдались ли ваши ожидания?».

Занятие №7

Цель: развитие навыков самоанализа и уверенности в себе; исследование поведенческих проявлений различных чувств и состояний; снятие психоэмоционального напряжения.

1. Разминка «Расскажи о своем хозяине».

Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку…) и от его имени представить своего хозяина и рассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человек отличается от других).

2. Игра «Ярмарка достоинств».

Материалы: Листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ (для каждого участника)

Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавится, а на другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотелось бы приобрести.

Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что - либо купить или что - либо продать.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли - продажи.

Что удалось купить?  Что удалось продать?

Что было легче купить или продать? Почему?

Какие качества хотели купить многие? Почему?

3. Ролевая игра «Волк и 7 козлят».

Каждый участник берет у ведущего заранее написанную и свернутую записку, в которой указана его роль. Бумажку нельзя показывать другим, называть свою роль.

«Козлята» встают отдельной группой. «Волки» и «козы» пытаются попасть к «козлятам». Задача «волка» – прикинуться «козой», чтобы попасть к козлятам и съесть. Задача «козы» – убедить «козлят», что она на самом деле «коза», должна накормить их, спасти от голода. Задача «козлят» – вместе определить, кто перед ними и решить: пускать или не пускать. «Козлята» могут задавать вопросы и совещаться.

Если «козлята» ошиблись: пустили «волка» – один «козленок» считается «съеденным»; не пустили «козу» – один «козленок» считается «умершим от голода».

4. Упражнение «Волшебный лес».

Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

5. Игра «Случай в лифте».

Инструкция: вы все - жильцы одного дома. Однажды утром, отправляясь на работу, вы застреваете в лифте. При этом у вас возникают разные чувства. Какие именно, вы узнаете, когда вытащите карточку. Ваше поведение должно быть продиктовано тем состоянием, которое написано на карточке. Называть словом его нельзя.

Злость, раздражение, возмущение.

Интерес, волнение, возбуждение.

Страх, тревога, опасение.

Радость, восторг, удовольствие.

Стыд, неловкость.

Презрение, высокомерие, пренебрежение.

Удивление, изумление.

Анализ

Как удалось передать состояние?

Как в жизни я проявляю эти чувства?

Как часто я испытываю эти чувства и в каких ситуациях?

Как вы думаете, почему именно это эмоциональное состояние вам досталось?

6. Упражнение «Качели».

Участники разбиваются на пары. Один просит другого что-нибудь сделать в подавляющей форме, а затем то же самое в заигрывающей. Далее идёт смена партнёров.

Обсуждение: Ваши эмоции в каждой ситуации?

f00f295673a1697907776d89.jpg

7. Церемония «Спасибо, за приятное занятие».

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Она проходит следующим образом:

Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

8. Рефлексия занятия.

Занятие №8.

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного при работе в тренинговой группе, повышение настроения и самооценки, активизация участников группы, создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов.

1. Вступительное слово.

Уважаемые коллеги. Как быстро летит время. Вот и подошел к концу наш тренинговый цикл, который начался еще в сентябре. За это время мы успели обсудить большое количество разнообразных проблем, научились лучше понимать действия людей, которые нас окружают: детей, родителей, педагогов; смогли открыть что-то неизведанное в себе, что поможет вам в работе и в общении с людьми.

Наше итоговое занятие я хотела бы начать с упражнения «Аплодисменты».

2. Упражнение «Аплодисменты».

Участники сидят в кругу. Психолог просит встать тех, кто обладает определенными умениями или качествами. Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал. Встаньте те, кто умеет:

Вышивать;

Кататься на лыжах;

Общаться с детьми;

Готовить;

Плести из бисера;

Продуктивно взаимодействовать с родителями;

Вязать крючком;

Играть на музыкальном инструменте;

Рисовать;

Любить себя.

3. Игра «Узкий мост».

По залу расставляются стулья, спинками вперед, на некотором расстоянии друг от друга, обозначая таким образом мост. Участники делятся на две команды и встают по разные стороны моста. Затем двое из них идут навстречу друг другу с разных сторон моста. Можно задать дополнительное условие: они торопятся, хромают, не могут держаться за перила и т.д. Психолог обращает внимание участников, что они сами должны выбрать способ прохождения моста. Сумеют ли они вежливо разойтись или столкнут друг друга.

Анализ:

Как удалось договориться?

О ком в первую очередь думали, когда нужно было сделать выбор: о себе или о партнере?

Всегда ли нужно уступать на «Узком мосту»?

4. Упражнение «Посиди так, как сидит…»

Психолог предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы:

Король;

Курица на насесте;

Начальник милиции;

Преступник на допросе;

Судья;

Жираф;

Маленькая мышка;

Слон;

Шофер;

Бабочка.

5. Упражнение «Я люблю себя».

Психолог: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Представьте себе зеркало. Громадное, громадное зеркало в красивой раме. Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом.

Рассмотри в зеркале свои губы, свои глаза… Посмотри на свои плечи и грудь… Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи…

Тебе видно твои ноги. Посмотри, как устойчиво ты стоишь на земле! Теперь представь, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя…

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Теперь посмотри на свое лицо в зеркале.. Скажи самому себе: «Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее… Я достоин любви и люблю себя!» Почувствуй тепло, которое разливается по телу от этих слов…. В какой части тела ты ощущаешь его? Положи руку на то место, где чувствуешь свое «Я люблю себя». Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое «Я люблю себя!». Сейчас мы это обсудим.

А теперь ты можешь вернуться снова сюда, в группу… Потянись, немного напряги и расслабь свое тело и открой глаза.

Анализ упражнения:

Почему некоторые люди любят самих себя?

А почему некоторые люди себя не любят?

Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?

Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?

Что делает тебя счастливым?

6. Упражнение «Волшебный стул».

 Для проведения психологической игры необходим стул. Он стоит в центре зала и на время выполнения упражнения становится «Волшебным стулом».

Правила игры гласят: тот, кто занял стул, предстает перед коллегами только в своих достоинствах, всех своих положительных качествах.

7. Итоговая анкета.

Каждый участник заполняет анкету и отдает ее педагогу – психологу.

8. Упражнение «Что изменилось во мне».

Участникам предлагается высказаться, что изменилось в каждом из них.

f00f295673a1697907916d83.jpg

9. Коллаж «Птица счастья».

 Каждый из участников обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя, а на пальчиках – пожелания всем коллегам. Когда все надписи будут сделаны, то участники располагают их на листе ватмана в виде «Птицы счастья».

Птица счастья – символ успеха и процветания каждого из педагогов и коллектива в целом!

Итоговая анкета.

Уважаемые коллеги! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Как ты думаешь, нужны ли были тебе и твоим коллегам такие занятия?

_____________________________________________________________________________

Как ты думаешь, за последнее время в тебе произошли некоторые изменения? Если «да», то может быть ты:

стала лучше понимать действия людей, с которыми общаешься_______________________

тебе стали понятны причины эмоциональных срывов родителей и детей________________

тебе стало легче анализировать особенности поведения людей, с которыми ты общаешься____________________________________________________________________

ты стала лучше понимать себя___________________________________________________

Возможно, тебе приходилось в ходе занятий испытывать раздражение по отношению:

к отдельным участникам группы: нет иногда часто

к ведущему: нет иногда часто

к себе: нет иногда часто

Хотелось бы тебе, чтобы в будущем были подобного рода занятия?____________________

Твои пожелания ведущему:______________________________________________________

Огромное спасибо за то, что смогли ответить на все вопросы анкеты. Удачи Вам!

 

 

 

 

 

 

 

21 октября 2023 в 20:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.