Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Открытое коррекционно – развивающее занятие в подготовительной группе: «Удивительный мир эмоций»

2022 г. - открытое занятие на ММО педагогов – психологов и социальных педагогов

                                                                                         Эмоции не знают языка,

                                                                                               По ним определяют настроенье –

                                                                                               Они, как дуновенье ветерка:

                                                                                               В них и печаль, и радость, и смятенье.

                                                                                                                                                       Б. Цветков

Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  1. Закреплять умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
  2. Развивать саморегуляцию воспитанников.
  3. Работать над сохранением здоровья воспитанников посредством психогимнастики.
  4. Создавать комфортный психологический микроклимат в группе.

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Методические приемы: игра, упражнение, групповое обсуждение различных чувств, психогимнастика, беседа, рассматривание, показ, объяснение.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с разнообразными эмоциями людей;

- индивидуальные беседы с детьми о настроении, причинах его изменения;

- беседа на тему: «С каким настроением сегодня вы пришли в детский сад».

Материалы и оборудование: карточки с изображениями эмоций (радость, грусть, испуг, гордость), коврик, смайлики, с изображением радости (по количеству детей), цветные лепестки.

Ход занятия

Вводная часть.

1. Приветствие.

Ребята, у нас сегодня необычное занятие. К нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями и скажем им: «Здравствуйте» и подарим им свою улыбку. А мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом, так, как я буду говорить. Здороваемся: ладошками, указательными пальцами, мизинцами, «зайчиками», локтями.

f00f295673a1698043179d62.jpg

- Молодцы, с этим заданием вы справились. Но нам сегодня предстоит выполнить много разнообразных заданий, которые потребуют от вас внимания и сосредоточенности. Готовы продолжать?

2. Игра «Повтори движение».

Сейчас вам нужно будет повторить за мной те движения, которые я буду показывать. Но есть одно условие: выполнять все задания нужно только в хорошем настроении, с улыбкой на лице. Согласны? Тогда начинаем: руки на колени, руки на живот, руки на грудь, руки на плечи, руки на уши, руки на щеки, руки на голову. А теперь задание усложняется. Я могу говорить одно движение, а показывать совсем другое. Вы внимательно меня слушаете и выполняете то движение, о котором я буду говорить.

f00f295673a1698043237d87.jpg

Молодцы! Запутать вас не получилось.

Коррекционно – развивающий блок.

3. Беседа: «Эмоции».

Это задание мы выполняли с улыбкой. Как вы думаете, улыбка – это проявление эмоций? - А какие вы знаете эмоции? (позитивные и негативные).

- Какие эмоции относятся к позитивным? (радость, восторг, счастье, удовольствие, любовь, восхищение).

- А какие эмоции относятся к негативным? (злость, тревога, гнев, страх).

- Как вы можете узнать, какое настроение у людей,  которые вас окружают? (по выражению лица)

f00f295673a1698043312d23.jpg

- А когда человек улыбается, это позитивная эмоция или негативная?

4. Игра «Отгадай и изобрази эмоцию».

Вы правильно определили. А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы определить эмоцию по картинке.

1. Радость. Какую эмоцию мы с вами видим?

- Как мы определили, что это радость? (открытый улыбающийся рот, широко открытые глаза)

f00f295673a1698043396d78.jpg

- А что же такое радость? (когда всем весело, когда никто не плачет)

Сейчас я предлагаю вам изобразить, показать без слов, как вы радуетесь:

- При встрече с мамой;

- Когда встречаете гостей в свой день рождения;

- Когда получаете подарок.

2. Грусть. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, а какая здесь изображена эмоция?

- Как мы определили, что это грусть? (сдвинутые брови, грустные, прикрытые глаза, уголки губ опущены).

- А у вас бывает грустное настроение?

- Покажите мне ваши грустные лица (дети изображают грусть)

f00f295673a1698044223d60.jpg

- А что нужно сделать, чтобы наше настроение поменялось – улыбнуться.

- Давайте все вместе улыбнемся, и у нас опять будет хорошее настроение.

3. Испуг. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, а какая здесь изображена эмоция?

- Как мы определили, что это испуг, страх? (сдвинутые брови, широко открытые глаза, открытый рот).

- А вам когда – нибудь было страшно?

- Чтобы научиться преодолевать страх, я предлагаю вам поиграть в игру «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь».

Дети идут по кругу, держась за руки, и повторяют все вместе эти слова, Когда ведущий называет какого – либо страшного персонажа (Кощея, льва, волка), детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится ведущим и продолжает игру.

Упражнение «У страха глаза велики»

А теперь давайте поиграем со страхом.

- Представьте, что у вас большой, большой страх. (Дети разводят руки в стороны).

f00f295673a1698043926d84.jpg

- У всех, кто боится, от страха глаза велики. (Показывают большие, круглые глаза с помощью рук).

- А теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки).

- А теперь совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками).

- Посмотрите друг на друга и убедитесь, что уже ни у кого нет больших глаз, так что никто из вас ничего не боится, так как страх исчез.

- Улыбнитесь друг другу.

4. Злость. Посмотрите, ребята, какой человек здесь изображен? (сердитый, злой).

- А вы, дети, когда бываете злыми?

- Покажите мне злого человека! Разозлитесь так:

- как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;

- как человек, которого ударили.

- А что же нужно сделать, чтобы человек стал добрым? Как можно избавиться от злости?

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

  1. Постараться улыбнуться.
  2. Вспомнить о самом приятном на свете, например, о сладкой конфете.
  3. Поиграть с друзьями.
  4. Взять свою любимую игрушку, прижать ее к себе или поиграть с ней.

А теперь давайте поиграем в игру «Мамы злятся». Я буду задавать вам вопрос, на который вы должны дать ответ, но не словами, а движениями: если вы хотите ответить: «да», то вы хлопаете, а если – «нет», то – топаете.

Итак, я расскажу, когда мамы злятся, а вы определите, правильно ли я говорю.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу. Мамы злятся, когда кушают мороженое. Мамы злятся, когда на них кричат. Мамы злятся, когда им дарят подарки. Мамы злятся, когда опаздывают с ребенком в детский сад. Мамы злятся, когда про мам говорят, что она «плохая». Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения. Мамы злятся, когда их любят.

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

Упражнение «Коврик злости»

f00f295673a1698043503d31.jpg

У меня есть такой волшебный коврик, на котором можно оставить всю свою злость. Называется он – «Коврик злости». Нужно встать на него двумя ногами, вытереть их три раза и улыбнуться. И сразу же злость покинет вас и у вас появится хорошее настроение. Предлагаю зайти на коврик всем детям (по – одному) и оставить свою злость.

5. Гордость. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, а какая здесь изображена эмоция?

- Как мы определили, что это гордость? (брови приподняты вверх, взгляд радостный, гордый, открытый, улыбающийся рот, да и поза говорит сама за себя).

- Когда человек испытывает такую эмоцию? (Когда он что-то хорошо сделал, когда помог маме).

- Давайте и мы представим, что мы сегодня с вами сами, без напоминания собрали все игрушки. Мы будем гордиться собой? Покажите все, какие вы гордые.

Рефлексия.

5. Сюрпризный момент.

Сегодня все отлично поработали. Я хочу, чтобы у каждого из нас было просто замечательное настроение. У меня есть вот такие улыбающиеся лица и я дарю их вам (раздаю смайлики). Вы можете отклеить скотч с обратной стороны и прикрепить их себе на грудь. И сегодня целый день вы будете видеть только улыбки вокруг.

6. Упражнение «Цветок настроения»

Каждое настроение имеет свой цвет, например радость – это желтый, оранжевый, красный цвета. Покой – это зеленый, печаль – это коричневый, черный, темно – синий. Затем каждому ребенку предлагается выбрать лепесток того цвета, который соответствует его настроению и прикрепить его к мольберту. Дети выходят по – очереди и проговаривают, почему они выбрали именно этот цвет и какое у них сейчас настроение.

f00f295673a1698044041d68.jpg

Ритуал прощания.

Дети берутся за руки и с улыбкой говорят «Всем, всем хорошего настроения и до свидания!»

23 октября 2023 в 09:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.