Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Социально – психологические игры как эффективное средство в развитии социально – личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Выступление на ММО педагогов – психологов и социальных педагогов - 7.11.2018г

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет миссию дошкольного образования как сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, содействие развитию различных видов активности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, формированию базового доверия ребенка к миру, овладению достижениями культуры и создание условий для позитивной социализации ребенка в поликультурном многонациональном обществе. Стандарт направлен на решение ряда задач, одной из которых является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». В своей практической деятельности особое внимание я уделяю развитию и коррекции социально - личностной сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста. Выбор данного направления основан на результатах проведенных психологических исследований межличностных отношений среди воспитанников. Так, анализ проведенных исследований показывает, что наибольшие трудности воспитанники испытывают при общении со сверстниками и взрослыми, принятии норм и правил поведения в обществе, социальной адаптации к новым условиям. По этой причине часто встречающимися особенностями таких ребят бывают тревожность и повышенная импульсивность. Нередко причиной конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать переживания и чувства других людей. Также проблемы и конфликты между детьми возникают в тех случаях, когда другой ребенок воспринимается как конкурент.

Как показали исследования М.И. Лисиной и других ученых, на разных этапах генетического развития ребенка главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2–4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных одинаковых действиях детей. У детей в возрасте 4–6 лет возникает потребность в совместной деятельности со сверстником. В возрасте 6–7 лет складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Учитывая вышеописанные трудности, основной задачей психолого - педагогического сопровождения ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения считаю не просто использовать набор разнообразных методов коррекционно - развивающей работы с детьми, а:

· формировать у дошкольника чувство уверенности в себе,

· научить его осознанно воспринимать эмоциональное состояние, свое и окружающих,

· выстраивать отношения во взаимодействии.

Для детей дошкольного возраста естественным видом жизнедеятельности является игра. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально - волевые, нравственные качества, происходит становление его личности в целом. Игра дает возможность человеку пережить удачи, успех, раскрыть свои физические и психические возможности. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально - волевые, нравственные качества, происходит становление его личности в целом. В своей практической деятельности я применяю специальные социально - психологические игры, «игры - проживания», «игровые оболочки».

Проведение социально - психологических игр требует от психолога соблюдения принципов недирективной игровой терапии:

· установление непринужденных дружеских отношений с игроками;

· принятие игроков такими, какие они есть;

· стремление к тому, чтобы игроки как можно более открыто и раскованно говорили о своих чувствах;

· умение понять чувства игрока и попытки обратить его внимание на себя самого;

· позволение игрокам самим регулировать динамику игрового процесса.

Игровые «оболочки» обладают рядом свойств: развивают коммуникативные навыки и социально - психологические свойства личности; предоставляют возможность участникам проявить творческие способности; создают почву для сотрудничества. «Игры - проживания» в работе с детьми позволяют моделировать ситуации, в которых участники учатся строить свою деятельность и отношения, соотноситься с заданными правилами и условиями, учитывать свои и чужие интересы. Подобные игры позволяют акцентировать внимание не только на деятельностном, но и ценностном аспектах человеческих отношений. Когда психолог в роли ведущего погружает участников в некоторый мир, игрокам необходимо освоить, организовать жизнедеятельность, наполнить собственными нормами и ценностями.

Практика проведения таких игр показала снижение агрессивности у детей по отношению к сверстникам и взрослым, положительный эмоциональный настрой, дети начинают слышать просьбы взрослого, с удовольствием начинают посещать детский сад. Проведение «игр - оболочек» и «игр - проживаний» предполагает активное участие психолога в организации игрового пространства, специалист ведет и направляет деятельность ребенка.

Таким образом, социально - психологические игры помогают ориентироваться ребенку в социальных отношениях, осваивать более адекватные способы поведения в проблемных ситуациях, преодолевать личностный и познавательный эгоцентризм, повышают социальную компетентность, формируют произвольную регуляцию поведения.

Памятка педагогам – психологам «Как организовать игру» 

1. Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

2. Игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

3. Не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным.

Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и скляночки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

4. Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение.

5. Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети – большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

6. Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно – победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

7. Не мучайте себя, если не можете чего – то сделать для ребенка, мучайте – если можете – и не делаете.

ЛИТЕРАТУРА 

1. Конончук О.Ю. Авторская психолого – педагогическая программа развития социально - личностной сферы детей 4–6 лет «Я и другие». — Калининград, 2011.

2. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: «Академия», 2003. 

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.

4. Практикум по детской коррекции: игры, упражнения, техники. [Текст] / О.Н. Истратова. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. – 350с. 

5. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. [Текст] / К. Фопель, пер. с нем.; Т. 2.— М: Генезис, 1998. — 160 с.: ил.


23 октября 2023 в 10:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.