Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Работа с агрессивными детьми. 2015-2016 уч. г.

 Работа по самообразованию в 2015 – 2016 учебном году на тему: «Работа с агрессивными детьми» 

Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, так как сейчас количество агрессивных детей увеличивается. Психологические исследования и практические наблюдения (Беневольская Т.Б., 2008г) показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. В психологической энциклопедии (том 3, с. 10) агрессивное поведение рассматривается как сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозирующееся и часто не поддающееся контролю.  Недостаточная разработанность этой проблемы приводит к тому, что в настоящее время большинство педагогов, работающих в условиях массового детского сада и школы, оказываются не подготовленными ни теоретически, ни практически к решению данных проблем.

В дошкольной психологии этот вопрос стоит очень остро. Этой проблемой занимались А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста рассматривали Г. М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Ю. М. Милинич, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Основным направлением работы с дошкольниками является  социализация агрессии,  то есть научение ребенка контролю собственных действий. Основным методом, используемым для коррекции такого поведения в детском саду, является игротерапия, направленная на отработку навыков общения, обучение детей управлению своим гневом, а также способам выражения гнева в приемлемой форме; психогимнастика,   музыкотерапия, пальчиковые игры, сказкотерапия, этюды.

Цель данной работы: совместными усилиями родителей и педагогов формировать у агрессивных дошкольников устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

Задачи:

· снизить уровень агрессивности и тревожности;

· обучить способам регуляции эмоционального поведения;

· научить детей способам снятия психоэмоционального напряжения через игру, движение, рисунок;

· обучить анализу своего внутреннего состояния;

· обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Графические методы диагностики в работе психолога – практика / сост. Н.В. Стебенева, И.В. Барашкова.- Липецк, 2004.

2. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.,2012.

3. Коррекционно – развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессивности / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко.- Волгоград, 2015.

4. Маленькие хитрости для взрослых / сост. Н.В. Стебенева.- Липецк, 2004.

5. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт.-М., 2011.

Работа с детьми

Октябрь

Диагностика эмоциональной сферы, наличия агрессии детей посредством графической методики «Кактус».

Ноябрь

Проведение коррекционно – развивающих занятий.

Работа с семьей

Декабрь

Составление методических рекомендаций для родителей с целью создания мотивации совместной работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей.

Март

Оказание помощи родителям в общении с детьми посредством проведения индивидуальных консультаций.

Работа с педагогами

Февраль

Ознакомление с упражнениями, направленными на обучение детей приемлемым способам снятия агрессивности.

Апрель

Проведение индивидуальных консультаций с целью освоения основ саморегулиции поведения детей.

Самореализация

Январь

Выступление на еженедельном совещании перед педагогами с целью распространения опыта работы с агрессивными детьми.

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

 

 

24 октября 2023 в 08:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.