Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Работа с гиперактивными детьми. 2016-2017 уч. г.

 Работа по самообразованию в 2016 - 2017 учебном году на тему: "Работа с гиперактивными детьми"

Гиперактивность — энергичная, неадекватная двигатель­ная активность. Актуальность работы по данной проблеме обусловлена тем, что основными проявлениями гиперактивности являются сниженная способность концентрировать внимание, им­пульсивность и повышенная двигательная активность. При­чины появления синдрома гиперактивности окончательно еще не установлены. Пики его проявления совпадают с пика­ми психоречевого развития: в 1—2 года, когда закладываются навыки речи; в 3 года, когда у ребенка быстро увеличивает­ся словарный запас; и в 6—7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Соответственно, работа с гиперактивными детьми особенно важна в периоды возрастных кризисов од­ного года, трех и семи лет.

При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают много трудностей. Одни пытают­ся жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увели­чивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стара­ются не обращать внимания на его поведение и предостав­ляют ему полную свободу действий, тем самым лишая ре­бенка необходимой поддержки. Третьи, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекра­щающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, на­чинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чув­ствительного ребенка).

Цель данной работы: формировать у гиперактивных детей устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность, совместными усилиями родителей и педагогов.

Задачи:

· развивать дефицитарные функции (внимания, контро­ля поведения,  

  двигательного контроля);

· отрабатывать конкретные навыки взаимодействия со взрослыми и

сверстниками;

· обучать контролю над проявлениями активности;

· снизить уровень гиперактивности посредством сеансов релаксации.

Работа по этим направлениям может осуществляться од­новременно, или, при необходимости, можно выбрать одно приоритетное направление.

Работу с гиперактивным ребенком следует начинать с ин­дивидуальных занятий. На этом этапе можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать, понимать инструкции взрослого, проговаривать их вслух, формулировать прави­ла поведения во время занятий и правила выполнения кон­кретного упражнения. На этом этапе желательно совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, ко­торая впоследствии поможет ему адаптироваться в детском коллективе. Следующий этап — вовлечение гиперактивного ребенка в групповые занятия.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Волина В. Как стать хорошим. – СПб.: Дидактика плюс, 2001.

2. Графические методы диагностики в работе психолога – практика / сост. Н.В. Стебенева, И.В. Барашкова.- Липецк, 2004.

3. Заваденко Н.Н. Факторы формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей// Мир психологии. – 2000. - №1.

4. Маленькие хитрости для взрослых / сост. Н.В. Стебенева.- Липецк, 2004.

5. Три мишени. Тренинговая работа с детьми с признаками синдрома гиперактивности. //Школьный психолог. – 2008. №16.с.22-25

Работа с детьми

Октябрь

Выявление критериев гиперактивности по диагностической системе DSM-IV.

Ноябрь - май

Проведение коррекционно – развивающих занятий.

Работа с семьей

Декабрь

Составление методических рекомендаций для родителей с целью создания мотивации совместной работы по профилактике и преодолению гиперактивного поведения детей.

Март

Оказание помощи родителям в общении с детьми посредством проведения индивидуальных консультаций.

Работа с педагогами

Февраль

Ознакомление с упражнениями, направленными на обучение детей контролю над поведением: «Разговор с телом», «Клубочек», «Археология», «Маленькая птичка» и др.

Апрель

Проведение индивидуальных консультаций с целью освоения основ саморегулиции поведения детей.

Самореализация

Январь

Выступление на еженедельном совещании перед педагогами с целью распространения опыта работы с гиперактивными детьми.

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.


24 октября 2023 в 08:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.