Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны
Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста. 2017 - 2018 уч. г.Работа по самообразованию в 2017 - 2018 учебном году на тему: "Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста" Сказкотерапия – это прежде всего, язык, на котором можно вести беседы с душой человека. Актуальность: "Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности. Цель: Повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста. Задачи: 1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников; 2. овладение новыми формами, методами и приемами работы 3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий. Задачи сказкотерапии: 1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам. 2. Получить материал для психодиагностики. 4. Проработать подавленные мысли и чувства. 5. Установить контакт с ребенком. 6. Развить самоконтроль. 7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. 8. Развить творческие способности и повысить самооценку «Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости. Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Друдл – это задача, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка,
Работая в этом направлении, я сделала выводы, что она способствует развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности моих воспитанников и учит мыслить не стандартно. Мне как педагогу, техника так же позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент). А еще, друдл – это веселое занятие для всей семьи, увлекательные конкурсы для компании, головоломка для ребенка. Создание предметно – развивающей среды
Работа с родителями:
Ожидаемые результаты: - Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки; - Знать сказки народов; - Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях; - Уметь передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок. -Больше версий по рисункам «Друдлам» Список литературы: 1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010 2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г. 3. Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь 5. В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004 6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь 7. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985. 8. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985. 9. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004. 10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004. 11. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002. 12. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002. 13. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001. 14. Заряна Некрасова, Нина Некрасова Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности! 15. Л. А. Литвинцева СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СКАЗКОТЕРАПИИ. 16. Р.М. Ткач. «Сказкотерапия детских проблем». 17. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева «Лабиринт души: терапевтические сказки»
24 октября 2023 в 09:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.