Работа по самообразованию в 2018 - 2019 учебном году на тему: " Эмоционально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность темы:
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Основной целью темы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Развивать духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи и общества.
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности;
- Развивать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Работая над темой, в 2018-2019 учебном году оформила подборку методических рекомендаций по эмоционально – личностному развитию детей, изучила и систематизировала теоретический материал, который буду пополнять новыми знаниями, использовать в работе и делиться опытом своей работы.
Считаю эту тему очень актуальной в работе с нашими детьми. Проблема эмоционально – личностного развития является доминирующей из центральных психолого-педагогических проблем.
В практике своей работы сталкиваюсь с такими проблемами как:
негативная реакция ребёнка на запреты и невыполнение его желаний; отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов в общении; влияние теле- или видеопродукции, где присутствуют мотивы насилия; агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.
В работе стараюсь уделять больше внимания формированию круга интересов ребёнка в соответствии с его характером и способностями, умений организовать своё свободное время и проводить его с пользой для себя.
Приведу несколько способов поведения в конфликтной ситуации, которые я использую в работе:
- Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения). Это не решение проблемы, а оттягивание развязки - таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения.
- Сглаживание конфликта (одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявленными претензиями, но только на данный момент). Это тоже не решение проблемы, а попытка, прежде всего, успокоить ребёнка, а затем уже работаю с ним в индивидуальном порядке до выяснения всех обстоятельств, признания своей вины, наказания виновного и т.д.
- Компромисс (открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения).
В этом году особое внимание уделяю социально-коммуникативному развитию.
Задача взрослого: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Мы с детьми учимся осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Знакомлю детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучаю их пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Способствую постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Цели и задачи работы на 2018-2019 учебный год
План работы выстроен по разделам, которые будут реализовываться в соответствии с представленными таблицами
№ п/п |
|
|
РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
|
|
Разгляди себя в зеркале |
Продолжать определять вместе с детьми представление о себе |
Упражнение приветствие
Разыгрывание ситуации
Игра «Говорящее зеркало»
Игра «Узнай про кого я расскажу»
Игра «Водяной»
Ритуал прощание |
Что между нами общего |
Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других |
Упражнение приветствие
Рассматривание общего фото
Игра «Садовник»
Игра «Узнай на ощупь»
Танец под медленную музыку
Ритуал прощание |
Представь и изобрази себя другим |
Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей |
Упражнение приветствие
Пантомима «Догадайся кто я?»
Игра «Театр эстрады»
Рисование лиц на надутых воздушных шариках
Ритуал прощание |
Твоя любимая еда |
Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к продуктам, сравнивать с предпочтениями других людей |
Упражнение приветствие
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Рисование любимых продуктов»
Дидактическая игра «Что откуда?»
Ритуал прощание |
Животное которое тебе нравится |
Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать со вкусами других людей |
Упражнение приветствие
Беседа о любимых животных
Вырезание фигур животных
Дидактическая игра «Лото»
Ритуал прощание |
Твоя любимая игра, игрушка |
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к играм, сравнивать с предпочтениями других |
Упражнение приветствие
Пантомима «Как я люблю свою игрушку»
Игра «Фанты»
Игра «Экскурсия»
Ритуал прощание |
Красивый -безобразный |
Определять вместе с детьми что они считают красивым |
Упражнение приветствие
Аудиозапись сказки «Звездный мальчик»
Дидактическая игра «Красивое-некрасивое»
Ритуал прощание |
Обычный - странный |
Развивать представления детей о том, что обычно |
Упражнение приветствие
Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав»
Разыгрывание этюдов из мультфильма
Ритуал прощание |
РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ |
|
|
Грусть, радость, спокойствие |
Помочь детям осознать, какие чувства и настроения бывают |
Упражнение приветствие
Чтение стихотворения С. Маршака «Котята»
Этюд «Встреча с другом»
Игра «Закончи фразу»
Прослушивание музыкального произведения «История про Обидок и Грустинок»
Ритуал прощание |
Печаль, горе |
Помочь понять причины возникновения грустного настроения |
Упражнение приветствие Карточки с изображением разных эмоций
Прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы»
Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка»
Ритуал прощание |
Злость |
Помочь детям понять, что такое «злость» |
Упражнение приветствие
Чтение К. Чуковского «Бармалей»
Рассматривание иллюстраций Канашевича
Игра «Волшебные слова»
Упражнения «Коврик злости»,
«Волшебный мешочек»
Техника «Разрывание бумаги»
Ритуал прощание |
Страх |
Помочь детям справляться со своими страхами |
Упражнение приветствие
Рисование «Чего я боюсь»
Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами
Упражнение «Зеркало»
Игра «Медвежонок»
Ритуал прощание |
Никто меня не любит |
Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают |
Упражнение приветствие
Раскрашивание картинок о дружбе
Игра «Ау»
Игра «Передай другому»
Подвижная игра «Ищу друга»
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Ритуал прощание |
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ |
|
|
Друзья |
Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению самооценки детей |
Упражнение приветствие
Кукольный спектакль «Лучшие друзья»
Песенка «Как мы весело живем»
Игра «День Рождения»
Ритуал прощание |
С кем ты хочешь дружить |
Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг |
Упражнение приветствие
Игра «Поезд»
Игра «Котенок»
Игра «Передай мячик»
Игра «Рукавички»
Ритуал прощание |
Ссора |
Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры |
Упражнение приветствие
Просмотр мультфильма В. Сутеева «Яблоко»
Ритуал прощание |
Как помириться |
Учить простым способам выхода из конфликта |
Упражнение приветствие
Сценка «упрямые козлики»
Инсценировка с детьми
Упражнение «Мостик дружбы»
Разучивание «мирилок»
Ритуал прощание |
Ласковые слова |
Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств |
Упражнение приветствие
Игра «Назови ласково»
Прослушивание песенки «Улыбка»
Игра «Дружба»
Игровое упражнение «Давай помиримся»
Ритуал прощание |
Что можно делать, а что нельзя |
Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения |
Упражнение приветствие
Чтение С. Решетникова «Я больше не хочу»
Рисование «Что мне запрещают делать»
Игра «В стране запретов»
Ритуал прощание |
|
|
|
Тематический план
№ |
Наименование разделов |
Время проведения |
1. |
Уверенность в себе |
|
|
Разгляди себя в зеркале |
3 неделя октября |
Что между нами общего |
4 неделя октября |
Представь и изобрази себя другим |
1 неделя ноября |
Твоя любима еда |
2 неделя ноября |
Животное, которое тебе нравится |
3 неделя ноября |
Твоя любимая игра, игрушка |
4 неделя ноября |
Красивый - безобразный |
1 неделя декабря |
Обычный - странный |
2 неделя декабря |
Подведение итогов |
3 неделя декабря |
2. |
Чувства, желания, взгляды |
|
3. |
Грусть, радость, спокойствие |
3 неделя января |
Печаль, горе |
4 неделя января |
Злость |
1 неделя февраля |
Страх |
2 неделя февраля |
Никто меня не любит |
3 неделя февраля |
Итоговое |
4 неделя февраля |
Социальные навыки |
|
Друзья |
1 неделя марта |
С кем ты хочешь дружить? |
2 неделя марта |
Ссора |
3 неделя марта |
Как помириться |
4 неделя марта |
Ласковые слова |
1 неделя апреля |
Что можно делать, а чего нельзя |
2 неделя апреля |
Совместные игры |
3 неделя апреля |
Подведение итогов |
4 неделя апреля |
Итого: 23 |
Литература по теме:
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968
2.Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1984
3.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте//Собр.соч., т.2. – М., 1982
4. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре// Дошкольное воспитание. – 1981. - №10. – с.61 – 64
5. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988
6.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000