Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. 2019-2020 уч.г.

 Работа по самообразованию в 2019 - 2020 учебном году на тему: "Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Игра – это, пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду жизни человека. Выдающиеся психологи Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. А. Люблинская, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Среди игр дошкольников выделяются сюжетно – ролевая, режиссерская, игра – драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В эти игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.

Игровая терапия разнообразна и очень интересна. Она позволяет очень мягко и бережно провести диагностику психологического состояния ребенка, выявить причину проблемы (даже в случае, когда ребенок слишком маленький, чтобы все рассказать и объяснить), а также скорректировать ее, дать ребенку пути ее преодоления. Наблюдения за детьми во время игры нам позволяют выявить проблемы развития и возможные причины их возникновения.

Игровая терапия влияет на формирование произвольности всех психических процессов: развивается произвольное поведение, внимание и память. Именно в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.

Цель игротерапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Выделяют две формы игротерапии, которые отличаются по функциям и роли психолога в игре:

· Направленная (директивная) игротерапия предусматривает активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их «проигрывания» в направлении социально – приемлемых стандартов и норм.

· Ненаправленная (недирективная) игротерапия предполагает свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – взрослый.

Цель: создание условий для повышения эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством игротерапии.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую методическую литературу по теме самообразования.

2. Изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

3. Подобрать игры для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

4. Провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками.

5. Разработать рекомендации родителям по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат: повышение уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, разработка и использование методических материалов.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Алябьева Е. А. – Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика.- М.2005

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. – Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. -1991.

Битянова М.Р. п/ред. – Практикум по психологическим играм с детьми. – СПб. – 2005.

Гринченко И. С. – Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М. – 2002.

Давидчук А. Н. – Обучение и игра. – М. 2004.

Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб. – 2003.

Работа с детьми

Сентябрь

Диагностика уровня познавательного развития детей средних, старших и подготовительных групп

Октябрь - апрель

Развивающие занятия с использованием игротерапии для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями

Сентябрь - декабрь

Консультирование родителей по вопросам развития у детей познавательных психических процессов посредством игротерапии

Январь - май

Оказание помощи родителям по повышению уровня развития познавательной сферы путем ознакомления с приемами игротерапии

Работа с педагогами

В течение года

Консультирование педагогов по вопросам развития у детей познавательных психических процессов посредством игротерапии

В течение года

Ознакомление с играми для развития познавательных процессов.

Практическая реализация

Сентябрь

Разработка методических рекомендаций

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

Я выбрала именно эту тему самообразования не случайно. Об игротерапии я знала очень давно, еще со времен студенчества, но в сентябре 2019г. погрузилась в изучение данной темы глобально. Игра – это, пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду жизни человека. При изучении методической литературы я выявила, что игровая терапия влияет на формирование произвольности всех психических процессов: развивается произвольное поведение, внимание и память. Именно в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.

Для начала, в сентябре я провела диагностику уровня познавательного развития детей средних, старших и подготовительных групп, что позволило выявить контингент воспитанников, с которыми была запланирована коррекционно – развивающая работа. А с октября по март с детьми, у которых был выявлен низкий уровень развития познавательной сферы, проводились занятия с использованием игротерапии. Я использовала две формы игротерапии, которые отличаются по функциям и роли психолога в игре. С детьми среднего возраста применила направленную (директивную) игротерапию, которая предусматривала активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их «проигрывания» в направлении социально – приемлемых стандартов и норм. А с детьми старшего дошкольного возраста была взята ненаправленная (недирективная) игротерапия, которая предполагает свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – взрослый. Ведь цель игротерапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Данная тема очень заинтересовала родителей и педагогов. Специально для них я разработала методические рекомендации, проводила индивидуальные консультации по вопросам развития у детей познавательных психических процессов посредством игротерапии  и оказывала помощь по повышению уровня развития познавательной сферы путем ознакомления с приемами игротерапии тем, кому это было необходимо.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что коррекционно – развивающая работа с использованием игротерапии способствует повышению уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

24 октября 2023 в 09:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.