Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. 2019-2020 уч.г.Работа по самообразованию в 2019 - 2020 учебном году на тему: "Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста" Игра – это, пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду жизни человека. Выдающиеся психологи Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. А. Люблинская, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Среди игр дошкольников выделяются сюжетно – ролевая, режиссерская, игра – драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В эти игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Игровая терапия разнообразна и очень интересна. Она позволяет очень мягко и бережно провести диагностику психологического состояния ребенка, выявить причину проблемы (даже в случае, когда ребенок слишком маленький, чтобы все рассказать и объяснить), а также скорректировать ее, дать ребенку пути ее преодоления. Наблюдения за детьми во время игры нам позволяют выявить проблемы развития и возможные причины их возникновения. Игровая терапия влияет на формирование произвольности всех психических процессов: развивается произвольное поведение, внимание и память. Именно в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Цель игротерапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Выделяют две формы игротерапии, которые отличаются по функциям и роли психолога в игре: · Направленная (директивная) игротерапия предусматривает активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их «проигрывания» в направлении социально – приемлемых стандартов и норм. · Ненаправленная (недирективная) игротерапия предполагает свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – взрослый. Цель: создание условий для повышения эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством игротерапии. Задачи: 1. Изучить психолого – педагогическую методическую литературу по теме самообразования. 2. Изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. 3. Подобрать игры для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. 4. Провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками. 5. Разработать рекомендации родителям по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Ожидаемый результат: повышение уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, разработка и использование методических материалов. План работы на год
Я выбрала именно эту тему самообразования не случайно. Об игротерапии я знала очень давно, еще со времен студенчества, но в сентябре 2019г. погрузилась в изучение данной темы глобально. Игра – это, пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду жизни человека. При изучении методической литературы я выявила, что игровая терапия влияет на формирование произвольности всех психических процессов: развивается произвольное поведение, внимание и память. Именно в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Для начала, в сентябре я провела диагностику уровня познавательного развития детей средних, старших и подготовительных групп, что позволило выявить контингент воспитанников, с которыми была запланирована коррекционно – развивающая работа. А с октября по март с детьми, у которых был выявлен низкий уровень развития познавательной сферы, проводились занятия с использованием игротерапии. Я использовала две формы игротерапии, которые отличаются по функциям и роли психолога в игре. С детьми среднего возраста применила направленную (директивную) игротерапию, которая предусматривала активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их «проигрывания» в направлении социально – приемлемых стандартов и норм. А с детьми старшего дошкольного возраста была взята ненаправленная (недирективная) игротерапия, которая предполагает свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – взрослый. Ведь цель игротерапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Данная тема очень заинтересовала родителей и педагогов. Специально для них я разработала методические рекомендации, проводила индивидуальные консультации по вопросам развития у детей познавательных психических процессов посредством игротерапии и оказывала помощь по повышению уровня развития познавательной сферы путем ознакомления с приемами игротерапии тем, кому это было необходимо. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что коррекционно – развивающая работа с использованием игротерапии способствует повышению уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. 24 октября 2023 в 09:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.