Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Развитие эмоциональной и познавательной сфер средствами песочной терапии.2020-2021 уч. г.

 Работа по самообразованию в 2020 - 2021 учебном году на тему: "Развитие эмоциональной и познавательной сфер средствами песочной терапии"

Актуальность выбранной темы

Метод sandplay (дословно - песочная игра) – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.

Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей.

Во- вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана.

Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении песочной терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. 

Задачи самообразования по теме:

1. Рассмотреть важность и актуальность проблемы выбранной темы самообразования;

2. Повысить собственный психолого-педагогический уровень знаний путем изучения научно-методической литературы, принятия участия в работе курсов, вебинаров по теме самообразования;  

3. Провести самоанализ и самооценку собственных занятий;

4. Организовать и провести информационно-практико-ориентированный проект с детьми старшей группы «Песочная страна – страна волшебства»;

5. Систематизировать работу по реализации песочной терапии с детьми дошкольного возраста;

6. Уметь применять, обобщать и распространять полученный опыт по данной теме.

Источники самообразования: методическая литература, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

1. Индивидуальная - изучение новинок методической литературы.

2. Групповая - участие в методических объединениях, семинарах, мастер-классах, курсы повышения квалификации.

Предполагаемые результаты:

· Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

· Стабилизация эмоционального состояния детей и их физическое оздоровление;

· Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

· Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

· Формирование самосознания и адекватной самооценки;  

· Совершенствование игровой деятельности (песочная терапия);

· Установление сотрудничества с родителями;

· Приобретение мною опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

· Распространение психолого-педагогического опыта: выступление на методических объединениях воспитателей, участие в конференциях и конкурсах разного уровня по теме самообразования. 

Календарно-тематический план по проекту

«Песочная страна – страна волшебства»

Сентябрь

Ознакомительное занятие с кинетическим песком

Октябрь

Родительское собрание «Ознакомление с проектом».

Мастер-класс «Здравствуй, Песочная страна!»

Ноябрь

Групповое занятие «В гостях у Песочной Феи»

Декабрь

Групповое занятие «День Рождения Машеньки»

Январь

Самостоятельные игры детей с песком в сенсорной комнате (подгрупповое занятие)

Февраль

Индивидуальные занятия «Рисуем узоры на песке волшебной палочкой»

Март

Самостоятельные игры с песком на индивидуальных дощечках в группе

Апрель

Совместное занятие родителей и детей, посвящённое Дню Космонавтики

Май

Родительское собрание «До свидания, Песочная страна!»

24 октября 2023 в 10:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.