Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Рабочая программа педагога - психолога на 2023 - 2024 учебный год

 Аннотация

Рабочая программа педагога - психолога разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и рассчитана на все возрастные периоды дошкольного детства.

Программа  является коррекционно-развивающей, так как направлена на профилактику дезадаптации к условиям детского сада, возникновения нерациональных форм поведения детей; развитие и коррекция основных операций мышления, зрительного восприятия, памяти, формирование устойчивого внимания, выявленных в ходе диагностического обследования; развитие эмоциональной отзывчивости; создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением, а также  на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по формам психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС: профилактика, диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, просвещение и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Предназначена для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и родителей.

Пояснительная записка

В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты,  необходимостью реализации комплексного подхода психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса,  изменились  требования к содержанию деятельности педагога-психолога.  Дошкольное образование теперь является неотъемлемой составной частью и первым уровнем в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности - активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.  ФГОС дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Рабочая программа педагога-психолога формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Совершенствование системы образования требует внедрения и в практику педагога-психолога комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития на  основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основное средство достижения целей и задач воспитания и обучения — создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода.

Ценность дошкольного детства в общем цикле психического развития А. Н. Леонтьев определял с точки зрения «непреходящих приобретений», а именно формирования таких психических свойств и способностей, которые входят в структуру личности и определяют весь путь ее дальнейшего развития.

Одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является развитие социально-личностной, коммуникативной, эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Для реализации данного направления  педагогом-психологом создана  рабочая программа. Она  разработана в соответствии со следующими законодательно-правовыми актами и нормативными документами:

· Конвенцией о правах ребенка.

· Конституцией  РФ.

· Приказом Минобрнауки РФ от 08.11.2010 № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.12.2010 № 19121).

· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

· Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (с 30.07.2013г.)СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26.;

· «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Минобразования науки от  27.10.2011 г. № 2562;

· Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 № 1014

· Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р).

· «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Рабочая программа рассчитана на все возрастные периоды дошкольного детства. Программа  является коррекционно-развивающей, так как направлена на профилактику дезадаптации к условиям детского сада, возникновения нерациональных форм поведения детей; развитие и коррекция основных операций мышления, зрительного восприятия, памяти, формирование устойчивого внимания, выявленных в ходе диагностического обследования; развитие эмоциональной отзывчивости; создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением, а также  на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.

В основу рабочей программы по психолого-педагогическому сопровождению развития дошкольников положены следующие принципы:

1. Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.

2. Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.

3.  Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.

4. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития).

5.  Принцип ведущей деятельности.

6. Принцип амплификации детского развития - всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Теоретической основой концепции А.В. Запорожца является признание уникальности и качественного своеобразия ступеней возрастного развития ребенка и утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на ранних возрастных стадиях для всего последующего развития личности. В интерпретации В.Т. Кудрявцева означает содействие в превращении деятельности ребёнка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов.

Соблюдение перечисленных принципов в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности, как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что и позволяет реализовать права и свободы подрастающей личности.

Содержание программного материала учитывает общие принципы обучения и воспитания, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, наглядность,  а также:

1. Принцип безопасности (соответствие возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей).

2. Принцип положительного подкрепления (создание ситуации успеха).

3. Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

4. Принцип уважительного отношения друг к другу.

 Принципиально значимыми в программе являются следующие приоритеты:

· учет закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;

· реализация личностно - ориентированного подхода к воспитанию и развитию детей через совершенствование методов и приемов работы;

· расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3-4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте он чаще приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности.

Все занятия построены в игровой форме, которая является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет это сделать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность ребенка.

В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто  уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие не только познавательной сферы, но и эмоциональной и коммуникативной.

 Исходя из вышесказанного,  была определена цель программы -  создание  условий для психического, личностного и интеллектуального развития ребенка, и вытекающие из нее задачи:

1. Укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональной и социально-личностной сфер.

3.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения, вырабатывать положительные, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

4. Формировать предпосылки к учебной деятельности.

5. Просвещать педагогов в области возрастной и педагогической психологии.

6. Формировать психическое здоровье педагогов.

 Адресат:

· Тема «Давай поиграем» - дети 2-3 лет

· Тема «Развиваемся играя» (работа по программе «РАДУГА») - дети 3-4 лет

· Тема «Интеллектуальное развитие» (работа по программе «Смышленыш»)- 4-5 лет

· Тема «Учимся дружить» (работа по программе «РАДУГА») - дети 4-5 лет

· Тема «Волшебная страна внутри нас» (работа по программе «РАДУГА») - 5-6 лет 

· Тема «Учимся дружно жить, рассуждать и запоминать» (работа по программе «МОЙ МИР») -  дети 5-6 лет 

· Тема «Интеллектуальное развитие» (работа по программе «Смышленыш»)- 5-6 лет

· Тема «Учимся понимать друг друга» (работа по программе «Тропинка к своему «Я») дети 5-7 лет 

· Тема «Школа-это трудный и радостный путь к знаниям» (работе по программе «ЛЕСЕНКА») - дети 6-7 лет

· Тема «Интеллектуальное развитие» (работа по программе «Смышленыш») -  6-7 лет

Основной формой организации занятий педагога- психолога являются подгрупповые, групповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся в свободное от основных занятий время, с учетом режима работы ДОУ. Занятия с подгруппой детей (количество детей в группе 5 - 6 человек) проводятся 15-30 минут  1 раз в неделю (в зависимости от возраста детей). Формы работы: групповая, индивидуальная, консультирование родителей и педагогов.

Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках, за столами или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятия для настроя детей используется «ритуал входа» и «ритуал выхода».

Для детей на каждом возрастном этапе используются игры  и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом,  развитие происходит от простого к сложному и любой ребенок может обучаться в своем индивидуальном темпе.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Для этого используются:

· Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения)

· Упражнения

· Этюды

· Рассматривание рисунков и фотографий

· Чтение художественных произведений

· Рассказ психолога и рассказы детей

· Сочинение историй

· Беседы

· Моделирование и анализ заданных ситуаций

· Элементы арттерапии, музыкотерапии, песочной терапии, сказкотерапии

 В программе собраны игры и упражнения, направленные на:

· развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности, свои мышечные и эмоциональные ощущения

· развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг другу

· развитие языка мимики, пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие формы общения

· знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции

· повышение самооценки

· развитие памяти, образно-логического мышления, внимания, восприятия, умения классифицировать, обобщать, сравнивать, синтезировать

В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и коррекционным задачам программы. В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, оказывать на разных детей различное воздействие.

Продолжительность курса:

Рабочая программа педагога - психолога включает в себя три направления:

1. Диагностическое направление включает в себя все возрастные этапы.

2. Коррекционно-развивающее направление рассчитано на 4 года и включает в себя 4 возрастных этапа:

2.1.Занятие во второй младшей группе по теме: «Развиваемся играя» (36 занятий)

2.2.Занятие в средней группе

по теме: «Учимся дружить» (25 занятий)

по теме: «Интеллектуальное развитие» (25 занятий + рабочая тетрадь)

2.3.Занятие в старшей группе

по теме: «Учимся дружно жить, рассуждать и запоминать» (25 занятий + рабочая тетрадь)

по теме: «Волшебная страна внутри нас» (25 занятий)

по теме: «Интеллектуальное развитие» (25 занятий + рабочая тетрадь)

по теме: «Учимся понимать друг друга» (12 занятий)

2.4.Занятие в подготовительной группе

по теме: «Школа – трудный и радостный путь к знаниям» (25 занятий + рабочая тетрадь)

по теме: «Интеллектуальное развитие» (25 занятий + рабочая тетрадь)

по теме: «Учимся понимать друг друга» (12 занятий)

3.Профилактическое направление рассчитано на один год

3.1.Занятия в первой младшей группе «Давай поиграем» (10 занятий)

Планируемые результаты освоения программы:

Реализация этой программы  обеспечивает проработку эмоционально-личностных проблем детей (снижение агрессивных проявлений, импульсивности, тревожности, повышение уверенности в себе), развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление, восприятие). Практически у всех детей развиваются  коммуникативные навыки, по результатам наблюдений и проведения повторной диагностики с использованием проективных методик. Кроме того, у детей, участвующих в коррекционно-развивающей работе по данной программе формируются навыки восприятия и воспроизведения различных эмоциональных состояний, умение дифференцировать собственные чувства и эмоции, а также чувства окружающих

При успешном освоении программы у детей формируется:

· успешная предрасположенность к школьному обучению;

· развивается способность к анализу, синтезу, обобщению, классификации;

· формируется устойчивое внимание, способность к переключению с одного вида деятельности на другой, выполнение заданий по инструкции;

· адекватная уверенность в своих силах;

· понимание своей индивидуальности и индивидуальности других людей;

· умение выражать в приемлемой форме своих эмоциональных реакций, мыслей и чувств;

· умение различать эмоции по схемам – «пиктограммам»;

· умение передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации и распознавать чувства  других людей;

· умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничество;

· желание оказывать помощь другим детям в трудной ситуации.

· интерес к новому, неизвестному в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

· адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

· изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками, в зависимости от ситуации;

· переживание успеха позволит испытать положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, которые,  в свою очередь, создадут ощущение внутреннего благополучия, что благотворно повлияет на перерастание личности в активного и творческого человека.

При соблюдении требований к условиям реализации программы планируется достижение  целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1 февраля 2024 в 08:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.