Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны
Мастер - класс для педагогов : «Кинезиология – как метод развития мозговой деятельности».26 марта 2024 г. на муниципальном методическом объединении провела мастер - класс для педагогов – психологов и социальных педагогов. Цель мастер-класса: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками. Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников. 2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками. 3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком. План I. Теоретическая часть 1. Актуальность проблемы 2. Новизна данной технологии 3. Виды кинезиологических упражнений 4. Условия для проведения кинезиологических игр и упражнений II. Практическая часть 5. Диагностика доминирующего полушария 6. Комплекс кинезеологических упражнений Массаж ушных раковин Растяжка - «Сорви яблоки» Дыхательное упражнение – «Паучок» Глазодвигательное упражнение - тренажёр «Занимательные дорожки» Телесное упражнение – «Дерево» Тренировка тонких движений пальцев рук – «Колечки» Кинезиологическая пальчиковая игра «Паучок» «Кинезиологическая дорожка» (ладони) Тренажёр «Цифровые тропинки» Кинезиологическая игра «Умные пальцы» Игра " Найди цифры- сестрички" Кинезиологическое пособие «Пальчиковые дорожки» Релаксация «Путешествие на облаке» 7. Заключение 8. Библиографический список I. Теоретическая часть «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица 1. Актуальность проблемы Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам один из лучших методов активного развития дошкольников - кинезиология. Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные физические упражнения, целью которых является снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю, синхронизация работы полушарий головного мозга. Актуальность работы над данной темой обусловлена необходимостью поиска эффективных методов формирования интеллектуальных способностей детей. Основная задача кинезиологии - избавить человека от внутренних блоков и зажимов, влияющих на психическое и физическое здоровье организма. Полезна кинезиология как для детей, так и для взрослых. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка: - улучшается способность к обучению; - тренируется стрессоустойчивости; - повышается уровень развития речи; - развивается творческое восприятие; - улучшается координация движений; - развивается мелкая и крупная моторика рук; - развивается познавательная сфера: память, внимание, пространственные представления. 2. Новизна технологии Современные ученые рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушарий к интеграции (нарушение межполушарного взаимодействия). Напомню, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами задачу поиска эффективных технологий развития и воспитания детей в условиях образовательного учреждения. К таким технологиям относится образовательная кинезиология или гимнастика для мозга. Она отлично зарекомендовала себя в системе образования ведущих стран мира и способствовала улучшению образовательного уровня у детей школьного возраста. Часто данную методику применяют к детям с проблемным развитием таких как (ОВЗ, ДЦП, гиперактивность, аутизм и т.д.). Новизна данной технологии состоит в применении комплексного подхода в осуществлении интеллектуального развития через метод кинезиологии. 3. Виды кинезиологических упражнений Комплексы упражнений включают в себя следующие виды кинезиологических упражнений: растяжки, дыхательные, глазодвигательные и телесные упражнения, тренировку тонких движений пальцев рук, массаж и упражнения на релаксацию. 1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации. 2. Дыхательные упражнения. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. 3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения. 4. Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. 5. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. 6. Массаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове. 7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 4. Условия для проведения кинезиологических игр и упражнений Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия: - занятия проводятся ежедневно; - каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд. Движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать три или более раз для другой стороны; - занятия проводятся в доброжелательной обстановке; - от детей требуется точное выполнение движений и приемов; - упражнения проводятся стоя или сидя за столом. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Существуют определенные правила для занятий кинезиологией: • обстановка должна быть максимально комфортной и спокойной; • каждый этап упражнений должен быть точным; • очень полезно проводить упражнения перед интеллектуальными нагрузками. Кинезиологические упражнения в своем применении очень доступны, так как не требуют материальных и временных затрат при подготовке и проведении. II. Практическая часть 5. Диагностика доминирующего полушария. Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у вас. Еще в 1981 году ученые из СССР придумали тест, который позволяет с невероятной точностью определить доминирующее полушарие мозга человека. Возьмите карандаш и бумагу после прохождения каждого задания будем отмечать результат, записывая его на бумаге. 1. Переплетите пальцы.Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки — букву «Л». Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот. 2. Проба Розенбаха. Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее?Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого — «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль». 3. Поза Наполеона. Встаньте и скрестите руки на груди. Кисть какой руки лежит сверху?Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л». 4. Аплодисменты. Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л». 5. Положите ногу на ногу. Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П». 6. Подмигните. Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П». 7. Вращение. Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую сторону вы вращались? Против часовой стрелки — «Л», по часовой — «П». А теперь посчитайте какое именно полушарие преобладает у вас. В левом полушарии находится центр речи, поэтому «левополушарные» люди любят поговорить, левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов, оно не воспринимает музыку, «левополушарные» люди могут не узнать вас на улице. Эти люди любят углубляться в детали, они скрупулезны, сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом. Левое полушарие запоминает логические связи, графики и системы. Правое полушарие отвечает за интонацию, эти люди говорят мало, но уделяют особое внимание интонации, чувствительны к юмору и понимают метафоры. Правое полушарие дает возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. «Правополушарные» сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали. Для аналогичной работы с детьми можно воспользоваться одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест И. П. Павлова). Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что- то общее. Оценка результатов: Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно: · 1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца»; · 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать»; · 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»; то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие. Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно: · 1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя»; · 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья»; · 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»; то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. 6. Комплекс кинезеологических упражнений Перед занятиями с детьми я всегда провожу 2-3 упражнения для максимального включения в рабочую деятельность, которые предлагаю выполнить и вам. Прежде, чем приступить к выполнению кинезеологических упражнений, необходимо выпить воды. Стакан воды способен ускорить работу нашего головного мозга на 14%. Пить нужно небольшими глотками. Итак, чтобы наш мозг активизировался вначале комплекса всегда выполняется «Массаж ушных раковин»: сперва помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, теперь потяните уши слегка в сторону, вверх. В конце упражнения разотрите уши руками. Каждое упражнение можно выполнять от 30 секунд, до 2 минут, в зависимости сколько у вас времени. Между упражнениями нужно делать глубокий вдох и медленный выдох. Растяжка - «Сорви яблоки» Цель: нормализация тонуса мышц и расслабление тела. «Сорви яблоки» -это хорошая подготовка к работе, требующей ясного ума и хорошей концентрации внимания. Инструкция: встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Встряхните руками, сейчас им предстоит немножечко поработать. Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу, каким образом вы сможете их сорвать. Видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Это у вас хорошо получилось. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзинку, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед вами корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что надо делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от тебя прекрасные большие яблоки и складывать их в корзину (1 минута). Теперь встряхните руками, потрясите ладошками. Дыхательное упражнение – «Паучок» Цель: обучение дошкольников управлять своим дыханием, формирование умения владеть собой, контролировать собственные действия. Задачи:
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект. Помимо этого, медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью. Инструкция: сделайте вдох носом и выдохнуть на паучка. Щеки не надувать. Губы вытянуть трубочкой. Под воздействием воздушной струи паучок будет двигаться. Глазодвигательное упражнение - тренажёр «Занимательные дорожки» Цель: активизация работы мышц глаз, различных отделов коры больших полушарий, развитие межполушарного воздействия, синхронизация работы полушарий головного мозга. Основные задачи:
Инструкция: рассмотрите дорожку, затем проведите пальчиком по узору и лишь затем можно проследить всю дорожку от начала и до конца только глазами. Усложнить данное задание можно, используя дорожку, пройти которую необходимо двумя руками одновременно. Это упражнение необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания воспитаннику должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Телесное упражнение– «Дерево» Мы растем, растем, растем И до неба достаем. Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз) Тренировка тонких движений пальцев рук – «Колечки» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Кинезиологическая пальчиковая игра «Паучок» Целью этой игры является развитие тонких координированных движений пальцев правой и левой руки; совершенствование тактильных ощущений при соприкосновениях подушечек пальцев («цепочка»). Рифмованный текст стихотворения «Паучок» позволяет выполнять движения пальцами более ритмично. Паучок ползёт, ползёт, Паутинку он плетёт. Паутинка так тонка! Плохо держит мотылька. Паутинка рвётся, Мотылёк смеётся. Усложнением является выполнение игры «Паучок» наоборот, то есть на ведущей (правой) руке начинаем движения с большого пальца и мизинца, а на левой руке с большого и указательного пальцев. «Кинезиологическая дорожка» (ладони) Цель: познакомить детей со способами кинезиологических упражнений по развитию мелкой моторики. Задачи: - синхронизация работы полушарий; - развитие мелкой моторики; развитие способностей; - развитие памяти, внимания, речи; - развитие мышления. Начинать использование пособия надо с ознакомления ребят с условными обозначениями и соответствующими положениями рук, которые им соответствуют. Покажите детям как правильно прикладывать кулачки и пальчики, как необходимо менять движения. Начинайте с самой легкой карточки (2 позиции) для правой руки. Потом пусть ребёнок попробует сделать это левой рукой, и далее, двумя руками вместе. Меняя цвета, можно усложнять работу (3, 4 позиции). Когда у детей появится хороший навык при выполнении данных упражнений можно предложить карточки разных цветов, тогда задания для правой и левой руки будут разными, еще интереснее и сложнее. Кинезиологический тренажёр «Цифровые тропинки» Цель: синхронизация межполушарного взаимодействия, развитие мелкой моторики, мышления, памяти, внимания. Задачи: закрепление навыков счета, ориентировка в пространстве, развитие познавательных способностей. Если ребенок четко усвоил счет до 10, он может хорошо справиться с заданиями. В процессе игры ребенок берет фишки двумя руками и одновременно «перепрыгивает» в кружки от 1 до 10 по порядку. Далее, задание можно усложнить: предложить ребенку «пропрыгать» в обратном направлении. Более старшим деткам можно попробовать сделать это сначала по четным числам, затем по нечетным. Еще как вариант, ребенок становится на кружки одновременно двумя ручками на ту цифру, которую ему предложит взрослый, или, которую он сам выберет. Можно показывать очередность цифр на карточках, тогда выполнять задание будет интереснее. На листке, где цифры написаны не по порядку, а вразброс, ребенок находит фишками цифры по порядку и становится на них одновременно двумя ручками. Еще один из вариантов: как только ребята будут уверенно выполнять задание, предложите им сделать это на скорость. Таким образом, в процессе игры мы не только развиваем оба полушария, но и закрепляем навыки счета, что является развитием познавательных способностей у детей. Кинезиологическая игра «Умные пальцы» Цель: развитие и тренировка межполушарного взаимодействия, координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Задачи: Образовательные: - обогащать и активизировать словарный запас детей; - накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики. Развивающие: - развивать мелкую моторику рук, внимания, мышление. - формировать координацию движений пальцев и кистей рук; - интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук. Воспитательные: - воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики. Оборудование: лист, с изображением ладоней правой и левой рук, каждому пальцу определён свой цвет (цвета выбираются произвольно на своё усмотрение). На втором листе распечатаны карточки с выбранным набором цветов. Порядок игры. Первоначально ребёнок знакомится с расположением ладошек, цветовым обозначением пальцев. Прикладывает свои ладошки, пытается самостоятельно и произвольно поднимать пальцы на обеих руках без задания. Рассматривает цветные карточки (в нашем случае цветные кружочки). Затем до ребёнка доводятся условия игры: 1. Ребёнок размещает свои руки на карточке с нарисованными ладошками. 2. Перед каждой ладошкой выкладывается стопка цветных карточек «рубашкой» вверх. 3. Ведущий переворачивает цветные карточки из каждой стопки картинкой вверх. 4. Ребёнок должен поднять вверх тот палец руки, цвет которого совпадает с цветом на картинке. 5. В игре должны участвовать все пальцы. Вначале движения делают медленно. С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей. Для достижения желаемого результата необходимо регулярное выполнение этих упражнений. Заканчивать упражнения необходимо поглаживанием кистей рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук). В последствии в данную игру можно играть парами (при наличии второго листа с ладошками), соревнуясь на внимательность и быстроту реакции. Нейроигра " Найди цифры- сестрички" Цель игры: развитие концентрации внимания, мышления, восприятия. Задачи: 1. Развивать память, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве. 2. Работать над развитием межполушарного взаимодействия. 3. Активизация речи. 4. Развивать эмоциональную устойчивость, улучшение внимания. Описание: ребенку предлагаются карточки с различными изображениями цифр (арабские и в виде точек), на которых нужно показать одинаковые одновременно двумя руками, проговаривая вслух их название. Это не просто игра с цифрами, а целая нейрозадача! Начинать можно с простого: называем ребёнку цифру, показываем её, а он находит соответствующее количество точек и накрывает их своими ладошками.
Кинезиологическое пособие «Пальчиковые дорожки» Цель: развитие межполушарных связей. Задачи игровой технологии: · формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам; психические процессы; · комбинировать движения пальцев; · развивать их подвижность и умение передвигать пальцы по заданному маршруту. Пальчиковые дорожки представляют собой карточки с дорожками по типу классики для правой и левой руки. Один классик (овал) для указательного пальчика, два классика (2 круга) для указательного и среднего одновременно. Движения начинаем снизу - вверх. Сначала проходим только правой рукой, затем только левой. Усложняем и проходим дорожку двумя руками одновременно. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их синхронизация. Правила работы с игровой технологией: — пальцы обеих рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять (например, трясти кистями); — поскольку пальчиковая гимнастика воздействует комплексно, она должна использоваться во всех видах непосредственно образовательной деятельности. Пальчиковые дорожки помогают подготовить руку к письму, развить координацию, активизировать мозговую деятельность. При прохождении дорожек отрабатывается не только ловкость пальчиков, но и зрительный контроль; развиваем внимательность, умение переключаться с одного действия на другое. Постоянное использование таких дорожек будут способствовать развитию межполушарного взаимодействия и формированию новых нейронных связей. Релаксация «Путешествие на облаке» Цель: расслабление, снятие напряжения. Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу, пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. 7. Заключение. Всем известно, что старение организма начинается со старения нашего мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, тренируя его мы не позволяем стариться всему телу. Занятия кинезиологией не требуют материальных затрат, вписываются в структуру занятий, а главное - дети выполняют их с большим желанием и удовольствием. Упражнения дают как мгновенный, так и накопительный эффект. При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения. Поэтому, подобные игровые упражнения необходимо систематически включать в деятельность ребенка. Включение нейропсихологических упражнений в образовательный процесс приводит к повышению усвоения изучаемого материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль. Исторический факт, секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Тренируйте мозг и оставайтесь молодыми и красивыми, как Клеопатра. В заключение процитирую слова одного педагога: человек тогда станет родителем, когда научит цыпленка танцевать. Другими словами, во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности. Спасибо за внимание! 8. Библиографический список: 1. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с. 2.Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. М.: ТЦ «Сфера» 2014г – 68с. 3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48с. 4. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: ТЦ «Сфера» 2013г.- 113с. 5. Столяренко Л. Д. Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга. М.: Аркти, 2010г. – 49с. 2. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: ВНИИФК, 1999. 27 марта 2024 в 10:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.