Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

«Инновационная технология «Виммельбух», как средство формирования познавательной активности дошкольников». 2024 - 2025 уч.г.

Работа по самообразованию в 2024 - 2025 учебном году: «Инновационная технология «Виммельбух», как средство формирования познавательной активности дошкольников».

Одним из принципов Федеральной образовательной программы дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить.

Познавательное развитие предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Для детей младшего дошкольного возраста формирование познавательной активности имеет большое значение. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания.

Ни для кого не секрет насколько разнообразным должен быть дидактический материал и яркие иллюстрации, чтобы повысить внимание ребенка и активный интерес к занятиям. Находясь в постоянном поиске интересных форм подачи материала детям, я решила попробовать инновационную образовательную технологию «Виммельбух». Что же такое виммельбух? Виммельбух — это детская книга для рассматривания. История создания подобного рода книг уходит своими корнями в Германию. В переводе с немецкого «wimmelbuch» означает «изобилующая, мельтешащая книга». Считается, что этот книжный жанр придумал художник Али Митгуш, около сорока лет назад.

Цель использования:

-развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи,

-непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи,

-формирование причинно-следственных связей;

-расширение общего кругозора, представлений об окружающем мире;

-актуализация имеющегося опыта социальной коммуникации и накапливание нового;

-развитие способности сопереживать другому человеку, понимание его чувства и эмоции, регулирование своего поведения на их основе;

-тренировка усидчивости, самоконтроля;

-развитие умения ориентироваться в пространстве и времени;

-развитие мелкой моторики рук.

«Виммельбух» - книжка с большим количеством картинок.

Используя «Виммельбух», можно познакомить ребёнка с разнообразием животного мира, временами года, транспортом и т. д.

«Виммельбух» можно разглядывать часами, придумывая собственные истории, происходящие с героями.

Для того, чтобы прочитать такие книги, нужно фантазировать. Многие дошкольники не умеют читать, и чтобы прочитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами, достаточно быть рядом и задавать ребёнку наводящие вопросы к его исследовательской деятельности.

Основной методический прием рассматривания картин в этом возрасте - вопросы. Они должны быть понятны детям и направлены на установление связей между частями картины. Кроме вопросов я использовала пояснение, объяснение значения слова, повторение за воспитателем, игровые приёмы.

Каждая игра была доступна детям по содержанию и сложности:

словесные игры, игры-загадки, игры-поручения.

Сначала это были «гляделки» и «находилки». Детям нужно было хорошо изучить изображение на картинке. Для этого потребовалось длительное время.

На первом этапе я показывала детям один разворот. Так как деталей много, то делала упор на одну тему: животные, транспорт, предметы.

На основе ощущений от каждого из анализаторов предлагала детям ответить на вопросы. Всё это передавало собственное отношение к описываемым объектам. На основе речевых зарисовок составлялся рассказ-описание.

Ещё один этап — это описание местонахождения объектов. Дети ориентировались на плоскости картины и обозначали словами местоположение объекта. На данном этапе активизируется словарный запас детей за счёт слов, определяющих пространственное расположение: слева, справа, в центре, вверху, внизу. ближе, дальше, спереди, сзади, около, между. Разглядывая картинки вместе с ребенком, можно сочинять совместные истории, а затем обсуждать их. Психологи говорят, что в отличие от традиционных книжек с текстом виммельбух можно «читать» бесконечно, и это каждый раз будет новая история.

На страницах виммельбухов много персонажей и предметов – это существительные, они что-то делают – это глаголы, они имеют цвет, форму и качества, настроения – это прилагательные. Соответственно, это помогает ребенку выстроить предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов.

Наработанный опыт показал, что в отличие от традиционной техники, инновационная техника «Виммельбух» направлена на то, чтобы ребенок смог больше проявить активность, фантазию, воображение, речь.

Использование книг- «Виммельбух» в работе с дошкольниками многогранно и внедрение инновационного подхода в образовательный процесс позволяет формировать познавательную активность, создавать устойчивую мотивацию и интерес к окружающему миру.

Таким образом, в умелых руках педагога, книжный жанр «Виммельбух» носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области Федеральной образовательной программы, создавая основу для мультикультурного образования, даря метапредметные интеграции, как основу для школьного обучения.

14 октября 2024 в 14:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.