Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

«Развитие познавательной сферы ребенка среднего дошкольного возраста, посредством использования инновационной образовательная технологии «Виммельбух» - выступление на родительских собраниях в средних группах №1 и №2

На протяжение всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под руководством взрослого в процессе сотрудничества. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

  Всем нам взрослым известно, что в возрасте 4-5 лет происходит интенсивное развитие ребенка, как физическое, так и психологическое. Что же такое физическое развитие ребенка нам более или менее понятно, а вот что же такое психическое развитие? Психическое развитие – это есть некая познавательная сфера ребенка, в которую входят такие познавательные процессы как мышление, память, воображение, внимание, речь– все это можно назвать интеллектуальной сферой ребенка. Остановимся на познавательных процессах, составляющих психическое развитие более подробно.

Мышление.  Мышление в своем развитии в дошкольном возрасте проходит следующие этапы:

1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;

2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти.

Сначала ребенок механически замещает одни предметы другими, затем предметы замещаются их образами и необходимость совершения практических действий с ними отпадает. Словесно-логическое мышление начинает свое развитие тогда, когда ребенок умеет оперировать словами и понимает логику рассуждений. В дошкольном возрасте начинают развиваться понятия. В 3–4 года ребенок использует слова, иногда не полностью понимая их значения, но со временем происходит смысловое осознание этих слов. Развитие понятий идет параллельно с развитием мышления и речи.

Внимание. В этом возрасте оно непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. Ребенок фиксирует внимание на чем-либо или ком-либо только в течение того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес к человеку, предмету или происходящему. На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка, и рассуждения вслух.

Память. В основном у всех детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, только у лингвистически или музыкально одаренных детей превалирует слуховая память. Развитие процессов памяти зависит также от интереса и мотивации ребенка к той или иной деятельности. Продуктивность запоминания у детей в игровой деятельности намного выше, чем вне игры. У многих детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита непосредственная и механическая память. Дети легко запоминают и воспроизводят виденное и слышанное, но при условии, что это вызвало у них интерес. Благодаря развитию этих видов памяти ребенок быстро совершенствует свою речь, научается пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируется в пространстве.

Воображение. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в виде образов. Это могут быть впечатления от просмотра телепередачи, прочтения рассказа, сказки, непосредственного восприятия действительности. В образах обычно воспроизводятся те события, которые произвели на ребенка эмоциональное впечатление.

Как видите, есть над, чем работать. В связи с этим актуальны будут 2 вопроса: Какая деятельность осуществляется в центре развития, которая бы способствовала развитию познавательной сферы ребенка? Соответственно, какая деятельность осуществляется или будет осуществляться в решении этой же проблемы, но уже на базе нашей группы?

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.

Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. Одним из видов обучения является инновационная образовательная технология «Виммельбух».  Виммельбух — это детская книга для рассматривания. История создания подобного рода книг уходит своими корнями в Германию. В переводе с немецкого «wimmelbuch» означает «изобилующая, мельтешащая книга».

Цель использования:

-развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи,

-непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи,

-формирование причинно-следственных связей;

-расширение общего кругозора, представлений об окружающем мире;

-актуализация имеющегося опыта социальной коммуникации и накапливание нового;

-развитие способности сопереживать другому человеку, понимание его чувства и эмоции, регулирование своего поведения на их основе;

-тренировка усидчивости, самоконтроля;

-развитие умения ориентироваться в пространстве и времени;

-развитие мелкой моторики рук.

«Виммельбух» - книжка с большим количеством картинок. Используя «Виммельбух», можно познакомить ребёнка с разнообразием животного мира, временами года, транспортом и т. д. «Виммельбух» можно разглядывать часами, придумывая собственные истории, происходящие с героями. Для того, чтобы прочитать такие книги, нужно фантазировать. Многие дошкольники не умеют читать, и чтобы прочитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами, достаточно быть рядом и задавать ребёнку наводящие вопросы к его исследовательской деятельности.

Основной методический прием рассматривания картин в этом возрасте - вопросы. Они должны быть понятны детям и направлены на установление связей между частями картины. Кроме вопросов я использовала пояснение, объяснение значения слова, повторение за воспитателем, игровые приёмы.

Родители – гиды на пути познания

Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье. Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность! Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

· Как и с кем они разговаривают;

· Как относятся к людям, к работе, к животным;

· Чем увлекаются, что любят и не любят;

· О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

В нашем МБДОУ работает команда специалистов, готовых помочь родителям в поисках методов развития эмоциональной и познавательной сфер ребенка.

У каждого взрослого свои представления о воспитании, которые почти всегда - результат определенного жизненного опыта, семейных традиций, образовательного уровня и просто характера, темперамента, личности взрослого. И тем не менее существуют основополагающие предпосылки правильного воспитания. Попробуйте не торопясь, предварительно обдумав, ответить на вопросы теста «Я – воспитатель своего ребёнка» (источник: «Практический психолог в детском саду» М., 2014), используя ответы "да", "иногда", "нет".

1. Одинаковые ли у Вас с мужем (или женой) взгляды на воспитание детей?

2. Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность - главные принципы в воспитании ребенка?

3. Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?

4. Если Ваш ребенок в чем-то серьезно, с Вашей точки зрения провинился, считаете ли Вы, что это - прямой результат неправильного воспитания?

5. Вы заняты чем-то важным по дому или работе - ребенок неожиданно предлагает Вам свою помощь. Примите ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени Вашу работу?

6. Часто ли Вы прибегаете в общении с ребенком к строгому и категорическому запрету?

7. Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребенка не меньше, чем родители?

8. Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: "Оставь меня в покое", "Я слишком устала", "Я занят", "Не отвлекай меня" и т.д.

9. Интересны ли Вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?

10.Считаете ли Вы, что если возникли проблемы в воспитании ребенка, то нужно обратиться к детскому психологу?

За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла.

За ответ "иногда" - 1 балл.

За отрицательный - 0

Вы набрали менее 6 очков: ваши знания и представления о воспитании имеют пробелы! Вам необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в Ваших познаниях о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно, Вам нужна помощь психолога.

От 7 до 14 очков: Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить детям выходные, а в течение недели как бы Вы ни уставали после рабочего дня, хотя бы полчаса провести с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность.

От 15 баллов и выше: Вы прекрасные родители и Ваши дети получают в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не успокаивайтесь на достигнутом - пределов совершенству нет, особенно в таком не простом деле, как воспитание детей.

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении вопросов.

17 октября 2024 в 09:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.