Персональный сайт педагога - психолога МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Потафеевой Оксаны Викторовны

Сказкотерапия – эффективная психологическая методика работы с ребенком

Сказка – это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях. Всё, что происходит в сказке – это вымысел автора.

Сказки могут быть трех видов: о животных, о жизни или о волшебстве. Сказка обязательно учит читателя чему-то. Обычно в сказке можно встретить такие слова, как «жили-были», «долго ли, коротко ли» и другие.

В волшебных сказках героями могут быть Баба-яга, Иван-царевич, Василиса Премудрая, и им помогают животные.

Бытовые сказки рассказывают о простых событиях из жизни героев (например, «Каша из топора»). Сказки о животных рассказывают о необычных приключениях Лисички-сестрички, Конька – Горбунка и т.д

Что значит сказка для детей?

Сказка играет в жизни детишек огромную роль. Это удивительный мир Волшебства. Погружаясь в этот мир, ребенок соприкасается с частичкой себя непознанного. Непосредственное восприятие в момент прочтения сказки позволяет ему заглянуть в его собственное сердце, на поверхности окажутся глубинные подсознательные моменты. Если обратиться к нашей истории, то можно отметить, что в старину, когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а заводили с ним разговор, наставляя на стезю правую. После это ребенок мог обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не повторять ошибок. Такое же значение имеет и сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.

Что же тогда такое сказкотерапия и ее функции в воспитании дошкольника?

Сказкотерапия- пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. Сказки можно условно разделить на — дидактические или обучающая сказки, психокоррекционные сказки, медитативные сказки.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это методика, которая помогает развивать дошкольника, мягко воздействовать на его эмоциональное состояние. Особенно она помогает пациентам с психологическими и поведенческими трудностями. Терапия позволяет бороться со страхами, нерешительностью, агрессивным поведением и другими качествами, которые сильно мешают ребенку. Использование детских рассказов способствует повышению умственных способностей, мышлению, воображению, а также позволяет лучше понимать, как устроен мир.

Цели коррекции при помощи сказок:

-Уменьшение эмоционального напряжения.

- Доверительная атмосфера во время прочтения сказки.

-Восстановление или установление отношений между детьми и взрослыми.

- Выявление ребенком отрицательных качеств в себе.

-Помощь в повышении самооценки.

-Улучшение мыслительной функции, развитие воображения.

-Повышение уверенности в себе, формирование веры в свои силы.

-Обучение общению с окружающими.

-Лечение психоэмоциональных травм, аутизма, синдрома гиперактивности и других патологий.

Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет апогей сказочного мышления. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенкадошкольного (младшего школьного) возраста:

потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:

автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;

социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Как можно организовать и проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Хотелось бы дать несколько советов исходя из собственного опыта.

Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать.

Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии является: гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой в ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

Диагностика с помощью сказки выявления той или иной проблемы ребенка:

Основа методики – реакция ребенка. Именно благодаря ей педагог делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации. Для этого требуется соблюсти несколько условий: - Создать доверительную атмосферу во время сеанса.

- Выказать ребенку искреннюю заинтересованность его проблемами.

-Искренность и открытость самого педагога.

Формы с работы со сказкой:

1.Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.

2. Сочинение сказки. Здесь педагог и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Ребенку предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, ребенок расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Ребенок входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает ребенку создать куклу по мотивам сказки. Это может быть любой герой понравившийся ребенку. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы ребенком и поиск решения через расслабление.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».
Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми Сочинение сказки, практическая методика Сеанс строится по следующему образцу:

1.Педагог вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.

2.Педагог рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.

3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.

4.На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.

В данной практике педагог обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.

Заключение

Сказкотерапия считается очень древним и распространенным способом воспитания, обучения и лечения. Этот метод позволяет развить мышление, воображение, память, восприятие устной речи. Произведения улучшают эмоциональное состояние, помогают справиться с психологическими травмами, изменить поведение ребенка к лучшему, снять симптомы гиперактивности, нервозности и других психиатрических патологий. Игнорирование прочтения сказок может привести к эмоциональной и умственной неполноценности. Читайте детям – любите своих детей.

Список литературы:

1. Антикапризин. Сказки для исцеления от капризов, авторы: Гурина И.В., Холкина Т.А., Андрианов М.А., 2008г

2. Вачков Игорь Сказкотерапия: теория и практика, Введение в сказкотерапию, 2011г.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб., Речь, 2006г

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии, 2012 г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии), 1998г

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Формы и методы работы со сказками..2011г

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Основы сказкотерапии.2010 г.

8. Капшун О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя, 2011г

9. Маниченко И.В., 50 исцеляющих сказок от 33 капризов. Терапевтические сказки, 2011г

10. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2013г

11. Руденко А.Б «Игры и сказки, которые лечат», 2012г

12.https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/skazkoterapiya-kak-metod-psihologicheskoj-korrkcii/ 

13.https://obrazovaka.ru/question/skazka-eto-opredelenie-dlya-detej-66209

17 октября 2024 в 09:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.